МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, А.В. Бутина

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме
ОК-2 способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
ОК-5 способностью к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
ОПК-1 способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- типовые ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основы межличностного социального взаимодействия;
- основы и принципы различных систем морали;
- о взаимосвязи свободы и ответственности;
- специфику философии морали, ее предметную область и круг основных проблем;
- основные типы социальных общностей, их структуру и динамику развития;
- принципы культурного релятивизма;
- этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма;
- этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- происхождение, основания и сущность гуманистических ценностей;
- о нравственных обязательствах по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
- понятийный аппарат философии;
- основные подходы к определению ключевых философских категорий;
- понятийно-категориальный аппарат основных философских школ и направлений;
- диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий
- логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- применять основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- разграничить и соотнести ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- рационально анализировать общечеловеческие и групповые ценностно-смысловые ориентации;
- осознанно относится к общечеловеческим и групповым ценностно-смысловые ориентациям;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- учитывать взаимосвязь свободы и ответственности при выстраивании отношений с представителями иноязычной культуры;
- выявить основы и принципы различных систем морали;
- критически оценить различные систем морали;
- рационально анализировать различные систем морали;
- осознанно относится к различным системам морали;
- сформировать и аргументировать собственное мнение относительно моральных норм и ценностей;
- различать идеологические штампы, установки этноцентризма при оценке, человеческих поступков;
- различать специфику ментальности различных социальных общностей;
- следовать в своем поведении и деятельности принципы культурного релятивизма;
- применить этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма;
- применить в процессе общения этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- продемонстрировать и обосновать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
- продемонстрировать и обосновать значение нравственных обязательств по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
- критически оценить различные интерпретации гуманистических ценностей;
- рационально анализировать различные интерпретации гуманистических ценностей;
- осознанно относится к различным интерпретациям гуманистических ценностей;
- сформировать и аргументировать собственное мнение относительно гуманистических ценностей;
- оперировать понятийным аппаратом философии в процессе решения профессиональных задач;
- выявлять и разграничивать основные подходы к определению ключевых философских категорий;
- выявлять специфику и разграничивать понятийно-категориальный аппарат различных философских школ и направлений;
- учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач
- устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- навыками выявления ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;
- способностью обосновать собственную позицию в отношении к системе общечеловеческих ценностей;
- способностью критически оценить предлагаемую интерпретацию системы общечеловеческих ценностей;
- способностью учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- способностью выявлять несоответствия некоторых общечеловеческих ценностей и ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками философского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры.
- навыками философской аргументации и убеждения;
- навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации этических норм и ценностных ориентаций представителей иной культуры;
- способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма;
- навыками проявления уважения своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- навыками выявления оснований и сущности гуманистических ценностей;
- навыками критического рассмотрения определенной интерпретации гуманистических ценностей;
- навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации гуманистических ценностей;
- навыками установления и обоснования взаимосвязи гуманистических ценностей и решений проблем сохранения и развития современной цивилизации;
- понятийным аппаратом философии в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления основных подходов к определению ключевых философских категорий;
- навыками выявления специфики понятийно-категориального аппарата различных философских школ и направлений;
- способностью учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач
- способностью устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблема определения философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики» Философия - не мировоззренческая проповедь. Философия – не наука, или не доросла до статуса науки. Философия – ностальгия, тяга повсюду быть дома. Практические 2 2 ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Проблема определения философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики» Философия - не мировоззренческая проповедь. Философия – не наука, или не доросла до статуса науки. Философия – ностальгия, тяга повсюду быть дома. Сам. работа 2 1 ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2.1. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Лекции 2 6 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Проблема бытия в философии элейской школы. Апории Зенона Постановка проблемы бытия в философии Парменида. Доказательства Зенона против множества. Доказательства Зенона против движения. Доказательства Зенона против пространства. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Проблема бытия в философии элейской школы. Апории Зенона Постановка проблемы бытия в философии Парменида. Доказательства Зенона против множества. Доказательства Зенона против движения. Доказательства Зенона против пространства. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Онтология идей в работе Платона «Гиппий Больший» Методологические аспекты проблемы. Постановка основных вариантов содержательного определения прекрасного. Анализ основных вариантов определения прекрасного. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Онтология идей в работе Платона «Гиппий Больший» Методологические аспекты проблемы. Постановка основных вариантов содержательного определения прекрасного. Анализ основных вариантов определения прекрасного. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Христианизация средневековой философии. Систематизация и аргументация христианства в патристической философии. Проблема отношения мира к Богу и Бога к миру. Креационизм. Понятие добра и зла. Проблема соотношения знания и веры. Учение о двух истинах. Исторический провиденциализм и эсхатологическая направленность христианской историософии. Конкретизация философской проблематики в трудах Аврелия Августина. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Методологические проблемы Нового времени. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания.. Индукция как путь познания истины.Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. Формирование классической научной картины мира. Онтологические концепты Нового времени Проблема бытия в философии Декарта. Дуалистическая философия Р.Декарта. Пантеизм Б.Спинозы. Предустановленная гармония в «Монадологии» Г.Лейбница. Социально-политические учения Нового времени. Теория естественного права и общественного договора в трудах Т.Гоббса, Д.Локка. Зарождение основ буржуазной этики.Материализм французского Просвещения. П.Гольбах, Гельвеций, Д. Дидро Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Проблема источника знания. И.Кант о познавательных способностях человека. Критерии достоверного знания. Всеобщий характер априорного знания. Границы познавательных способностей. Антиномии чистого разума. Априоризм этики Канта. Обоснование Г.Гегелем системы объективного идеализма. Развитие абсолютной идеи через отчуждение. Воплощение разумного начала в действительности. Единство логики, диалектики и гносеологии в системе Гегеля. Абсолют как субстанция и как субъект. Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. К.Маркс и Ф.Энгельс о диалектико-материалистическом понимании природы и общества. Понятие о единстве мира, способе и формах существования материи. Сознательная деятельность человека как главный фактор исторического процесса. Теория социальной революции. Экономический детерминизм. Монистический характер марксистской диалектики. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (работа «Антихристианин») Жизнь и творчество А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление в философии Шопенгауэра. Жизнь и творчество Ф. Ницше. Критика Ницше христианской морали. Обоснование жизни как проявления воли к власти Практические 2 4 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. Философия А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Понятие выбора, греха, вины. Тотальный характер отчаяния. Понятие «жизнь» и «воля к власти» в трудах Ф.Ницше. Учение о «сверхчеловеке» и вечном возвращении. Дионисийское и аполлоническое начало в искусстве и жизни. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Специфика русской философии и ее основная проблематика. Русская средневековая философия. Русская философия 18 века. «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Социальная философия славянофилов и западников. Философия В.Соловьева. Философия положительного всеединства и принцип софийности. Теория вселенской теократии и русского мессианства. Творчество и свобода в философии Н.А.Бердяева. Идея богочеловечества. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Философия психоанализа. З.Фрейд. Принцип удовольствия и принцип реальности как основные принципы человеческого существования. Понятия «Я», «Сверх-я» и «Оно». Место и роль психоанализа в современной концепции культуры. Лекции 2 2 ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. Философия бессознательного в работе З. Фрейда «Я и Оно» Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. Психологическая структура личности: характеристика «Оно»; характеристика «Я»; характеристика «Сверх-Я» Практические 2 2 ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Философия психоанализа. З.Фрейд. Принцип удовольствия и принцип реальности как основные принципы человеческого существования. Понятия «Я», «Сверх-я» и «Оно». Место и роль психоанализа в современной концепции культуры. Сам. работа 2 1 ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.21. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Лекции 2 4 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.22. Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек» Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.23. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Онтология.
3.1. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблема бытия в современной философии. Философский смысл, специфика и суть проблемы бытия. Основные подходы к пониманию бытия. Формы бытия. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Проблема бытия в современной философии. Философский смысл, специфика и суть проблемы бытия. Основные подходы к пониманию бытия. Формы бытия. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Гносеология.
4.1. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Генезис сознания. Сознание и мозг. Психика и интеллект.Сознание, подсознательное и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение. Понятие информации. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие отражение и его формы. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Генезис сознания. Сознание и мозг. Психика и интеллект.Сознание, подсознательное и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение. Понятие информации. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие отражение и его формы. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Философия сознания Характеристика основных подходов к исследованию сознания. Специфика сознания (сознание и мозг, сознание и язык, сознание и бессознательное, сознание и самосознание). Содержание сознания: когнитивная эмоциональная и мотивационно-волевая сферы. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Философия сознания Характеристика основных подходов к исследованию сознания. Специфика сознания (сознание и мозг, сознание и язык, сознание и бессознательное, сознание и самосознание). Содержание сознания: когнитивная эмоциональная и мотивационно-волевая сферы. Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Социальная философия
5.1. Человек, общество, культура. Человек и природа. Понятие общества. Общество и его структура. Понятие государства, функции государства. Политические и правовые отношения. Гражданское общество и государство. Эволюция философского понимания общественной жизни людей в истории философии. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство, его структура. Производительные силы и производственные отношения. Экономический базис общества. Стадиальный, формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития. Проблема смысла истории. Концепции исторического круговорота и общественного прогресса в философии XX в. Модернизм и неомодернизм в социальной философии XX в. Понятия индустриального (техногенного), постиндустриального и информационного общества. Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Философское учение о человеке.
6.1. Проблема человека в истории философии. Человек как родовое существо. Человек и человечество. Природное и социальное в человеке. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Основные характеристики социального существования человека. Человек, индивид, личность.Понятия творчества и свободы. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Свобода выбора, свобода совести. Свобода и анархия. Личность и массы. Личностное начало в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в компьютеризированном мире. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология и теология о духовности человека. Понятие души. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Концепции предопределения в истории философии. Лекции 2 4 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблема человека в истории философии. Человек как родовое существо. Человек и человечество. Природное и социальное в человеке. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Основные характеристики социального существования человека. Человек, индивид, личность.Понятия творчества и свободы. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Свобода выбора, свобода совести. Свобода и анархия. Личность и массы. Личностное начало в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в компьютеризированном мире. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология и теология о духовности человека. Понятие души. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Концепции предопределения в истории философии. Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Философская антропология М. Шелера. Критика Шелером классической и отрицательной теорий человека. Характеристика сущностных ступеней жизни. Сущность человека и основные признаки духовного существа Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Философская антропология М. Шелера. Критика Шелером классической и отрицательной теорий человека. Характеристика сущностных ступеней жизни. Сущность человека и основные признаки духовного существа Сам. работа 2 2 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Философия науки.
7.1. Способы существования науки. Наука как социальный институт. Этос науки. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Понятие агностицизма. Скептицизм и антисциентизм как формы агностицизма. Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Формы организации и развития научного знания (проблема, гипотеза, теория). Структура и виды теорий. Особенности математизированных теорий. Понятие метода научного познания. Типология методов научного познания. Методологические и логико-гносеологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Современность и будущее человечества
8.1. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Сам. работа 2 1 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Экзамен Экзамен 2 27 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л2.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».