МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геополитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Геополитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель дисциплины "Геополитика" - освоение базовых основ геополитических знаний и представлений, позволяющих будущему бакалавру определить место страны, региона в общей системе мировой политики и осознанно выработать линию профессионального поведения, направленную на обеспечение интересов государства и граждан, с учетом влияния внешнеполитических и геостратегических факторов. Исходя из цели в процессе изучения дисциплины, решаются следующие задачи: рассмотрение объекта, предмета и задач геополитики, этапов становления геополитики как научной дисциплины; ознакомление с концепциями классической и современной геополитики; формирование представления о российской школе геополитики; изучение факторов, воздействующих на рост и ослабление геополитической мощи государств; исследование современной геополитической ситуации в России, США, Восточной и Западной Европе, Японии, Китае, развивающихся странах Азии, Латинской Америке и Африке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-3 владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности классической и современной геополитической науки. Теоретико-методологические основы и истоки геополитики; концепции классической и российской школы геополитики; геополитические теории и школы второй половины XX в. Методологические подходы к анализу потенциала государств и перспектив их геополитических коммуникаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Основываясь на логике геополитического анализа, выявлять факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государств; специфику развития геополитических процессов в различные исторические периоды. Логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по геополитической проблематике.
Анализировать изменения, происходящие в геополитической структуре. Давать оценку геополитического статуса и потенциала различных страна и регионов в новой системе геополитических отношений (России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Латинской Америки, мусульманских государств, Индии). Интерпретировать суть геополитических процессов исходя из интересов и потенциала его участников. Давать научную оценку изменений, происходящих в геополитической структуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыком анализа геополитической мощи государств; специфики развития геополитических процессов в различные исторические периоды. Навыком научного анализа геополитического положение современной России и других стран и регионов. Навыком логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по геополитической проблематике.
Навыком научного анализа оценки изменений, происходящих в геополитической структуре. Навыком интерпретации геополитических процессов исходя из интересов, статуса и потенциала его участников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Геополитика ка наука и вид деятельности Лекции 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2
1.2. Истоки геополитики. Особенности современной геополитики Лекции 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2
1.3. Истоки геополитики. Особенности современной геополитики Сам. работа 6 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики
2.1. Геополитические взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена Лекции 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.2. Геополитические взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.3. Концепция "морского могуцщества" А. Мэхэна Лекции 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.4. Концепция "мосркого могущества" А. Мэхэна Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.5. "Географическая ось истории" Х. Маккиндера Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.6. "Географическая ось истории" Х. Маккиндера Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.7. "Атлантизм" Н. Спикмена Лекции 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.8. "Атлантизм" Н. Спикмена Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.9. Концепция "континентального блока" К. Хаусхофера Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.10. Концепция "континентального блока" К. Хаусхофера Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.11. Геополитика К. Шмитта Лекции 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.12. Геополитика К. Шмитта Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.13. Русская геополитическая школа Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
2.14. Русская геополитическая школа Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Современная система международных отношений и внешняя политика государств: геополитические теории и школы второй половины XX-начала XXI в.
3.1. Современный атлантизм Лекции 6 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Современный атлантизм Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Мондиализм Лекции 6 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Мондиализм Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Континенталистская геополитика Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Континенталистская геополитика Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Геополитика в современном мире
4.1. Геополитика на территории бывшего СССР. Геополитические изменения после распада СССР. Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Геополитика на территории бывшего СССР. Геополитические изменения после распада СССР. Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Россия в новой системе геополитических отношений Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Россия в новой системе геополитических отношений Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Европейская геополитика. Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Европейская геополитика. Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Место США в системе геополитических отношений Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Место США в системе геополитических отношений Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Геостратегическая политика Китая Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Геостратегическая политика Китая Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Геополитика и общественное развитие Японии Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Геополитика и общественное развитие Японии Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Геополитика мусульманских стран Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. Геополитика мусульманских стран Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.15. Геополитика и страны Латинской Америки. Традиции и геополитика Африки Практические 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.16. Геополитика и страны Латинской Америки. Традиции и геополитика Африки Сам. работа 6 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.17. Экзамен 6 27 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко, Ирина Алексеевна Геополитика современного мира: Учебник/ Василенко И.А.- 4-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Желтов, Виктор Васильевич Геополитика: теория и история: Учебное пособие.- : Москва : Вузовский учебник, 2016 http://znanium.com/catalog/product/51439262 изменить электронный адрес на: http://znanium.com/catalog/product/514392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дугин, Александр Гельевич Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством/ А. Г. Дугин.- [3-е изд., доп.].- : М. : АРКТОГЕЯ-центр, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт геополитики профессора Дергачева www.dergachev.ru
Э2 Информационно-аналитический портал: Геополитика посмодерна geopolitica.ru
Э3 Геополитика (авторский проект В. Трофимова) www.geopolitics.ru
Э4 СТОЛЕТИЕ (информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы) www.stoletie.ru
Э5 Журнал «Геополитика» geopolitica.ucoz.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по дисциплине «Геополитика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах, истоках геополитики, а также об идеях классической геополитики и русской школы геополитики, о геополитических теориях второй половины XX в. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по дисциплине «Геополитика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При выполнении практических заданий студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме, предшествующей практическому занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов выполнить каждое задание практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Данный подход должен способствовать формированию навыка более глубокого и всестороннего анализа изучения геополитических процессов. Очень важно внимательно изучить методологию геополитических исследований, их логику и возможности применения, так как это является основой анализа геополитических отношений и потенциала его участников. В рамках изучения темы "Россия в системе новых геополитических отношений", необходимо особое внимание уделить факторам формирования российского геополитической стратегии, особенностям геополитического пространства и геополитических ресурсов. Особое внимание следует уделить темам "Европейская геополитика", "Место США в системе геополитических отношений", "Геостратегическая политика Китая", "Геополитика мусульманских стран", т.к. глубина понимания данных вопросов способствует более глубокому анализу политических процессов разного уровня.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, и подготовку к практическим занятиям. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.