МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рисунка и живописи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 115
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 6 6 10 10 16 16
Сам. работа 62 62 53 53 115 115
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы рисунка и живописи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы рисунка и живописи» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники рисунка живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы организации пространства;
-обучить понятиям:тон,пропорции, локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
другие средства и закономерности рисунка и живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.материалы, техники и технологии графики и живописи
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять самостоятельно рисунок и живопись объектов окружающего мира:натюрмортов, пейзажа,интерьера, животных и птиц
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполнения работ с натуры и по представлению различными художественными материалами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рисунка
1.1. Значение академического рисунка в изобразительном искусстве Практические 2 2 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Тон и тоновая растяжка. Техника работы графическими материалами Практические 2 2 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Выполнение рисунка условно-плоских предметов Практические 2 1 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Выполнение рисунка геометрических предметов с учетом законов перспективы Практические 2 1 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Выполнение рисунка геометрических тел с передачей тоновых отношений Сам. работа 2 4 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Выполнение композиции группы геометрических тел с передачей тоновых отношений Сам. работа 2 4 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта с натуры Сам. работа 2 6 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Зарисовки предметов быта кубической формы Сам. работа 2 8 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Зарисовки мелких предметов Сам. работа 2 8 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Зарисовки предметов быта цилиндрической формы Сам. работа 2 10 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Рисунок натюрморта из предметов быта простой формы (кружка, яблоко) Сам. работа 2 12 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Рисунок натюрморта из предметов быта сложной формы (кувшин, ваза) Сам. работа 2 10 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Зачет 2 4 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы живописи
2.1. Техника и технологя работы акварелью и гуашью. Теплые и холодные цвета. Контрасты. Практические 3 6 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Этюд натюрморта в технике гризайль. Методы работы акварелью. Практические 3 4 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Этюд цветов в технике гуашь Сам. работа 3 12 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Этюд простого пейзажа в технике акварель Сам. работа 3 12 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Этюды овощей и фруктов Сам. работа 3 12 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Этюды простого натюрморта Сам. работа 3 6 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Этюд натюрморта в теплой гамме Сам. работа 3 2 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Этюднатюрморта в холодной гамме Сам. работа 3 2 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Этюд натюрморта в контрастной цветовой гамме Сам. работа 3 7 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Экзамен 3 9 ПК-8 Л3.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каковы возможности нашего зрения при восприятии объектов на расстоянии?
2.Каким способом можно проверить правильность изображения, построение по законам линейной и воздушной перспективы?
3.Каковы принципы построения изображения пространственных планов?
4.Каковы принципы передачи глубины пространства?
5.Каково значение освещения для выявления объёмной формы и пространственного положения предметов в рисунке?
6.Понятия светотеневых отношений.
7.Понятие тонового масштаба.
8.Каковы принципы выполнения светотеневого изображения?
9.Понятие "воздушная перспектива".
10.Тепло-холодность в живописи.
11.Как изменяются цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.
12.Определение гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов в картине.
13.Последовательность выполнения живописного произведения.
14.Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
15.Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации.
16.Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
17.Основной цвет предмета без учета внешних влияний.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Домашнее задание
«2» - отсутствие домашней работы;
«3» - неполное наличие домашних заданий;
«4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями.
"5" - задания выполнены в полномобъеме, без замечаний.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебник М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия русской живописи www.artsait.ru
Э2 Шедевры русской живописи artrus.tanais.info
Э3 Галерея www.stellersgallery.com
Э4 Киплик Д.И. Техника живописи e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку и живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и рисунки краткосрочные и длительного характера по текущим разделам и темам.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку и живописи необходимо изучить все виды живописных и графических материалов, таких как: карандаш, сангина, уголь, акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной и графической техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего искусствоведа. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.