МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика. Теория аргументации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика. Теория аргументации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов.
Задачи курса:
- дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики;
- помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил;
- указать на специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- определить основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- выявить и продемонстрировать зависимость способов аргументации от специфики аудитории и контекста, а также указать на своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- дать знания студентам о стратегии и тактике аргументации;
- привить студентам навыки применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи
ПК-2 владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- законы и правила логики;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- основные формы мышления и развития знания;
- семантические категории языка;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации.
- основные принципы логического анализа концепций и литературы;
- формы знания, соотношение знания и незнания, знания и заблуждения, знания и веры;
- специфику анализа концепций и литературы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации;
- применять на практике общелогические методы исследования;
- анализировать и подвергать критике концепции авторов научных текстов;
- анализировать конкретные социальные, исторические и политические явления с мировоззренческих позиций;
- выявлять смысловые конструкции при работе с научными текстами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения диалога;
- навыками логического анализа научных и философских концепций;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- навыками анализа научных концепций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка
1.1. Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Учение о понятии, определения.Общая характеристика понятия.Обобщение, ограничение и определение понятия. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Учение о понятии, определения.Общая характеристика понятия.Обобщение, ограничение и определение понятия. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). Практические 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Силлогистика.Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Силлогистика.Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Аргументация и доказательство; критика и опровержение; логические требования к аргументации
2.1. Определение «аргументации» и цели аргументации. Объект и предмет «Теории и практики аргументации». Основные подходы к определению понятия аргументации. Основные варианты целей аргументации и их соотношение. Объект «Теории и практики аргументации» и основные подходы к трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Определение «аргументации» и цели аргументации. Объект и предмет «Теории и практики аргументации». Основные подходы к определению понятия аргументации. Основные варианты целей аргументации и их соотношение. Объект «Теории и практики аргументации» и основные подходы к трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Логические основы теории аргументации. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Рациональные условия эффективности аргументации. Логические требования к аргументации. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Принцип достаточного основания и его роль в аргументации. Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе
3.1. Обоснование и его виды. Понятие обоснования. Виды и способы обоснования и аргументации. Специфика обоснования в беседе, полемике и учебном процессе. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Обоснование и его виды. Понятие обоснования. Виды и способы обоснования и аргументации. Специфика обоснования в беседе, полемике и учебном процессе. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Эмпирическое обоснование и аргументация. Роль и значение эмпирических данных в аргументации. Способы эмпирического обоснования и аргументации. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Теоретическое обоснование и аргументация. Роль и значение теоретического обоснования в аргументации. Способы теоретического обоснования и аргументации. Требования к теоретическим построениям и принципы их оценки. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Контекстуальная аргументация. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Стратегия и тактика аргументации и критики; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации
4.1. Анализ выступлений политических лидеров. Контекстуальные особенности выступления. Цель выступления и средства, применяемые для ее реализации. Логический аспект аргументации. Риторический аспект аргументации. Эмоционально-психологический аспект аргументации. Этический аспект аргументации. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Анализ выступлений политических лидеров. Контекстуальные особенности выступления. Цель выступления и средства, применяемые для ее реализации. Логический аспект аргументации. Риторический аспект аргументации. Эмоционально-психологический аспект аргументации. Этический аспект аргументации. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Спор как вид аргументации. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Спор как вид аргументации. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлов К.А. ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ивин А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. По шагам, освоение курса
1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы;

1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике;

1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике;

1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д.

1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования.


2. Что является обязательным и рекомендательным.
В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

закрепления знаний обучающегося в области логики;
углубления и расширения общекультурного уровня студента;
формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

изучить рекомендованную литературу;
выполнять предлагаемые задания;
выполнять требования, предъявляемые к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.

Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету.

В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства).

При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности».