Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | Цель курса – исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов. Задачи курса: - дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики; - помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил; - указать на специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - определить основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - выявить и продемонстрировать зависимость способов аргументации от специфики аудитории и контекста, а также указать на своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - дать знания студентам о стратегии и тактике аргументации; - привить студентам навыки применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - законы и правила логики; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики; - основы и принципы критической рефлексии; - основные приемы и методы аргументации; - основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - основные формы мышления и развития знания; - семантические категории языка; - риторические методы и приемы аргументации; - риторические уловки в аргументации. - основные принципы логического анализа концепций и литературы; - формы знания, соотношение знания и незнания, знания и заблуждения, знания и веры; - специфику анализа концепций и литературы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; - применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении; - учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста; - применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - обобщать и систематизировать информацию; - логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения; - применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории; - выявлять риторические уловки в аргументации оппонента; -различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента; - противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации; - применять на практике общелогические методы исследования; - анализировать и подвергать критике концепции авторов научных текстов; - анализировать конкретные социальные, исторические и политические явления с мировоззренческих позиций; - выявлять смысловые конструкции при работе с научными текстами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории; - допустимым уловкам в процессе аргументации; - навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем; - навыками ведения диалога; - навыками логического анализа научных и философских концепций; - навыками критического логического анализа получаемой информации; - навыками анализа научных концепций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка | ||||||
1.1. | Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Определение и предмет логики. Общая характеристика этапов развития логики. Функции, значение и система формальной логики. Основные законы (принципы) правильного мышления. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Учение о понятии, определения.Общая характеристика понятия.Обобщение, ограничение и определение понятия. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Учение о понятии, определения.Общая характеристика понятия.Обобщение, ограничение и определение понятия. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сложное суждение (высказывание). Логические отношения между суждениями (высказываниями). | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Силлогистика.Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Силлогистика.Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Аргументация и доказательство; критика и опровержение; логические требования к аргументации | ||||||
2.1. | Определение «аргументации» и цели аргументации. Объект и предмет «Теории и практики аргументации». Основные подходы к определению понятия аргументации. Основные варианты целей аргументации и их соотношение. Объект «Теории и практики аргументации» и основные подходы к трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Определение «аргументации» и цели аргументации. Объект и предмет «Теории и практики аргументации». Основные подходы к определению понятия аргументации. Основные варианты целей аргументации и их соотношение. Объект «Теории и практики аргументации» и основные подходы к трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Логические основы теории аргументации. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Рациональные условия эффективности аргументации. Логические требования к аргументации. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Принцип достаточного основания и его роль в аргументации. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе | ||||||
3.1. | Обоснование и его виды. Понятие обоснования. Виды и способы обоснования и аргументации. Специфика обоснования в беседе, полемике и учебном процессе. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Обоснование и его виды. Понятие обоснования. Виды и способы обоснования и аргументации. Специфика обоснования в беседе, полемике и учебном процессе. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Эмпирическое обоснование и аргументация. Роль и значение эмпирических данных в аргументации. Способы эмпирического обоснования и аргументации. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Теоретическое обоснование и аргументация. Роль и значение теоретического обоснования в аргументации. Способы теоретического обоснования и аргументации. Требования к теоретическим построениям и принципы их оценки. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Контекстуальная аргументация. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Стратегия и тактика аргументации и критики; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации | ||||||
4.1. | Анализ выступлений политических лидеров. Контекстуальные особенности выступления. Цель выступления и средства, применяемые для ее реализации. Логический аспект аргументации. Риторический аспект аргументации. Эмоционально-психологический аспект аргументации. Этический аспект аргументации. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Анализ выступлений политических лидеров. Контекстуальные особенности выступления. Цель выступления и средства, применяемые для ее реализации. Логический аспект аргументации. Риторический аспект аргументации. Эмоционально-психологический аспект аргументации. Этический аспект аргументации. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Спор как вид аргументации. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Спор как вид аргументации. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. | Логика и теория аргументации : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михайлов К.А. | ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Ивин А. А. | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Ивин, А. А. | Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Сайт «Философия без границ». | platonanet.org.ua | ||
Э2 | 2. Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | 3. Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э4 | 5. Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э5 | 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э6 | 7. Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э7 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э9 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э10 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э11 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э12 | Научная электронная библиотека | www.elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. По шагам, освоение курса 1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы; 1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике; 1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике; 1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д. 1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования. 2. Что является обязательным и рекомендательным. В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: закрепления знаний обучающегося в области логики; углубления и расширения общекультурного уровня студента; формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: изучить рекомендованную литературу; выполнять предлагаемые задания; выполнять требования, предъявляемые к семинарским занятиям Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям. Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету. В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства). При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности». |