МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дизайна, науки и техники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., доц., А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История дизайна, науки и техники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование основополагающих знаний и умений в области проектно-художественной деятельности, развитие профессиональных навыков в художественном творчестве на основе изучения теории и истории дизайна.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины дизайна;
основные характерные черты различных периодов развития дизайна, науки и техники;
основных представителей и современное состояние дизайна, науки техники в различных областях экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в исторических эпохах и стилях дизайна;
проводить анализ аналогов в дизайн-проектировании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний и навыков в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в научно-практических конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие технологий в Европе и России в Новое время
1.1. Периодизация культуры Западной Европы Нового времени. Различные виды ремесел и формы предприятий в России в XVIII-XIX вв. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Ремесло и промышленность в XIX веке. Первые теоретики дизайна
2.1. Художественно-промышленные компании У. Морриса Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Концепции промышленного искусства в творчестве Д. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Рело Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Возникновения стиля модерн
3.1. Период модерна в культуре и искусстве Западной Европы Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Особенности проявления модерна в странах западной Европы в конце XIX начале XX вв. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Период модерна в культуре России
4.1. Ведущие архитекторы стиля модерн в России Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Санкт-Петербургская и Московская школы модерна Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Условия появления и становления дизайна
5.1. Всемирные промышленные выставки XIX - начала XX века Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Стилевые направления в индустриальном формообразовании
6.1. Германский художественно-промышленный союз и его история Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.2. Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Развитие дизайна, науки и техники в ХХ веке
7.1. Хронология развития дизайна, науки и техники в первой половине XX века Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Первые школы дизайна
8.1. Баухауз – первая школа промышленного проектирования Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
8.2. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
8.3. Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Особенности развития советского дизайна довоенного периода
9.1. Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.2. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Дизайн 1920 – 1940-х гг.
10.1. Предвоенный дизайн 1930 – 1940-х гг. в Европе Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Развитие дизайна в Америке после второй мировой войны
11.1. Особенности развития дизайна после второй мировой войны и проблема экономии ресурсов Сам. работа 1 22 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 12. Послевоенный дизайн в Европе
12.1. Особенности финского, шведского и датского дизайна Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
12.2. Итальянская линия в дизайне, понимание дизайна как части культуры. Стиль «Оливетти» Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 13. Поиски и эксперименты в дизайне 1960 – 1970-х гг.
13.1. Стримлайн. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 14. Дизайн постиндустриального общества
14.1. Массовая культура и промышленное производство Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
14.2. Постмодерн. Арт-дизайн. 1980-е г. – десятилетие дизайна Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 15. Теоретические концепции дизайна в СССР 1960 – 1980-х гг.
15.1. Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 16. Дизайн в XXI веке
16.1. Основные виды современного дизайнерского творчества Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
16.2. Зачет 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.