МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства Древней Греции и Рима

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства Древней Греции и Рима

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование устойчивых представлений о характерных чертах и особенностях искусства Древней Греции и Рима.
Задачи дисциплины:
-рассмотреть этапы развития искусства Эгейского мира, Древней Греции;
-выявить характиерные черты и особенности каждого периода Античного искусства;
-познакомить студентов с ключевыми памятниками античного искусства;
-раскрыть взаимосвязь искусства Античности с культурно-историческими процессами в странах Западной Европы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периодизацию и хронологию искусства Древней Греции, характерные черты каждого из периодов;
особенности античного искусства, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
обладать знаниями о формах и типе европейской художественной культуры Античности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять закономерности развития искусства Древней Греции,
проводить сравнение особенностей искусства разных стран и регионов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками стилистического и иконографического анализа произведений античного искусства,
навыками историографического и библиографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство Древней Греции
1.1. Общая характеристика античного искусства. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика античного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Архитектура и искусство Крита. Центры эгейской культуры на материке. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Архитектура и искусство Крита. Центры эгейской культуры на материке.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 12 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Микенская керамика. Падение культурных центров эгейского мира (XII–XI вв. до н.э.). (Подготовка к практическому занятию). Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Древней Греции.
2.1. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Периодизация. Гомеровский период (XII–VIII вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 12 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Архаическое искусство (VII–V вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 24 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.). Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Классическое искусство (V – I пол. IV вв. до н.э.).Эллинизм. (III–II вв. до н.э.). (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Подготовка к практическим занятиям). Сам. работа 2 24 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Искусство Этрурии. Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Искуство Этрурии Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Искусство Римской республики (III–I вв. до н.э.). Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Искусство Римской империи (I–II вв. н.э.). Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 ГАЛЕРЕЯ (6218 илл.: 4891 в искусстве и 1327 в монетах). - Режим доступа: http://ancientrome.ru/art/index.htm
Э4 Энциклопедия искусства: Античное искусство. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Э5 Античное искусство. - Режим доступа: http://la-fa.ru/history/antichnost.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.