МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы истории Древнего мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы истории Древнего мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы истории Древнего мира» сформировать целостные знания о народах, государствах, географии, экономике и культуре древних обществ.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи6
рассмотреть и проанализировать историю развития основных первобытных, восточных и античных обществ древнего мира;
охарактеризовать политическую, социальную и экономическую структуру древних обществ;
показать и проанализировать генетическую связь культур древнего мира с современными культурами;
охарактеризовать роль первобытнообщинного и рабовладельческого строев в развитии обществ Древнего мира

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы при изучении исторических обществ; основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук; основные аспекты исторического наследия; основные культурно-исторические традиции различных обществ; основные факторы и закономерности развития исторического процесса; роль насилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы истории общества; использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы исторических обществ; уважительно и бережно относится к историческому наследию
терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия; анализировать основные факторы и закономерности развития исторического процесса
объективно оценивать роль и место человека в политической организации общества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; навыками анализирования социально значимых и художественных проблем и процессов исторических обществ; основными знаниями о культурной и исторической специфики древних обществ; основными навыками и умениями толерантного восприятия социальных, этно-национальных, религиозных и культурных различий обществ; основными приемами и навыками способности понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса и процесса развития истории искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение дисциплины: «История древнего мира»
1.1. Понятие и сущность дисциплины: «История древнего мира». Периодизация истории древнего мира. Источники по истории древнего мира. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Источники по истории древнего мира. Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История первобытного общества
2.1. Первобытное стадо и родовая община. Первобытная культура Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История древнего Востока
3.1. Государства Шумера и Аккада. Древний Вавилон. Древний Египет Древний Иран (Элам, Мидия, держава Ахеменидов Лекции 1 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Древние государства и культуры Ближнего Востока (Хетты, Палестина, Финикия, Ассирия и Урарту). Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Древнейшая Индия. Индия в XV-VI вв. до н.э. Государство Магадха. Держава Маурья. Буддизм. Государство Шан (Инь). Царство Чжоу и период Чжаньго. Империя Цинь. Империя Хань Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. История Древней Греции
4.1. Древнейшие Эгейские цивилизации. Греция XI –IX вв. до н.э. Практические 1 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Древнейшие Эгейские цивилизации. Греция XI –IX вв. до н.э. Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Древняя Спарта. Древняя Аттика. Афинская рабовладельческая демократия. Пелопонесская война. Древнегреческая культура классического периода. Монархия Александра Македонского. Эпоха Эллинизма Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. История Древнего Рима
5.1. Возникновение и древнейший период истории Рима. Ранняя Римская республика. Завоевание Римом Италии. Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Пунические войны. Диктатура Суллы Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Римская империя. Принципат Октавиана Августа Практические 1 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Возникновение и развитие христианства. «Золотой век» Римской империи. Поздняя Римская империя – доминат. Падение Западной Римской империи Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Зачет 1 4 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э4 Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э5 Электронный ресурс о Древнем Риме «Римская слава» www.roman-glory.com
Э6 Библиотека античной литературы library.greekroman.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.