Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Основы истории Древнего мира» сформировать целостные знания о народах, государствах, географии, экономике и культуре древних обществ. В ходе освоения курса решаются следующие задачи6 рассмотреть и проанализировать историю развития основных первобытных, восточных и античных обществ древнего мира; охарактеризовать политическую, социальную и экономическую структуру древних обществ; показать и проанализировать генетическую связь культур древнего мира с современными культурами; охарактеризовать роль первобытнообщинного и рабовладельческого строев в развитии обществ Древнего мира |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.07 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы при изучении исторических обществ; основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук; основные аспекты исторического наследия; основные культурно-исторические традиции различных обществ; основные факторы и закономерности развития исторического процесса; роль насилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Понимать основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы истории общества; использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы исторических обществ; уважительно и бережно относится к историческому наследию терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия; анализировать основные факторы и закономерности развития исторического процесса объективно оценивать роль и место человека в политической организации общества. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками использования основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; навыками анализирования социально значимых и художественных проблем и процессов исторических обществ; основными знаниями о культурной и исторической специфики древних обществ; основными навыками и умениями толерантного восприятия социальных, этно-национальных, религиозных и культурных различий обществ; основными приемами и навыками способности понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса и процесса развития истории искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и значение дисциплины: «История древнего мира» | ||||||
1.1. | Понятие и сущность дисциплины: «История древнего мира». Периодизация истории древнего мира. Источники по истории древнего мира. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Источники по истории древнего мира. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. История первобытного общества | ||||||
2.1. | Первобытное стадо и родовая община. Первобытная культура | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. История древнего Востока | ||||||
3.1. | Государства Шумера и Аккада. Древний Вавилон. Древний Египет Древний Иран (Элам, Мидия, держава Ахеменидов | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Древние государства и культуры Ближнего Востока (Хетты, Палестина, Финикия, Ассирия и Урарту). | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Древнейшая Индия. Индия в XV-VI вв. до н.э. Государство Магадха. Держава Маурья. Буддизм. Государство Шан (Инь). Царство Чжоу и период Чжаньго. Империя Цинь. Империя Хань | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. История Древней Греции | ||||||
4.1. | Древнейшие Эгейские цивилизации. Греция XI –IX вв. до н.э. | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Древнейшие Эгейские цивилизации. Греция XI –IX вв. до н.э. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Древняя Спарта. Древняя Аттика. Афинская рабовладельческая демократия. Пелопонесская война. Древнегреческая культура классического периода. Монархия Александра Македонского. Эпоха Эллинизма | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. История Древнего Рима | ||||||
5.1. | Возникновение и древнейший период истории Рима. Ранняя Римская республика. Завоевание Римом Италии. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Пунические войны. Диктатура Суллы | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Римская империя. Принципат Октавиана Августа | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Возникновение и развитие христианства. «Золотой век» Римской империи. Поздняя Римская империя – доминат. Падение Западной Римской империи | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.5. | Зачет | 1 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В., Фомина М.С | История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник | Юрайт, , 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин | Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Васильев Л.С. | История Востока: учебник | "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: | |||
Э2 | Электронная библиотека исторического факультета МГУ | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Сайт Государственного Исторического Музея | www.shm.ru | ||
Э4 | Библиотека текстов Древнего мира и средневековья | www.vostlit.info | ||
Э5 | Электронный ресурс о Древнем Риме «Римская слава» | www.roman-glory.com | ||
Э6 | Библиотека античной литературы | library.greekroman.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточный контроль. Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. • Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |