МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы истории Средних веков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы истории Средних веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы истории Средних веков» сформировать целостные знания о народах, государствах, географии, экономике и культуре средневековых обществ
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать историю развития основных обществ и государств средневековья
- охарактеризовать политическую, социальную и экономическую структуру средневековых обществ
- показать и проанализировать генетическую связь средневековой культуры с современной европейской
- охарактеризовать феодальное устройство средневекового общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы при изучении исторических обществ; основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук;
основные аспекты исторического наследия; основные культурно-исторические традиции различных обществ;
основные факторы и закономерности развития исторического процесса; роль насилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы истории общества; использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы исторических обществ; уважительно и бережно относится к историческому наследию
терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;анализировать основные факторы и закономерности развития исторического процесса
объективно оценивать роль и место человека в политической организации общества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; навыками анализирования социально значимых и художественных проблем и процессов исторических обществ;основными знаниями о культурной и исторической специфики древних обществ; основными навыками и умениями толерантного восприятия социальных, этно-национальных, религиозных и культурных различий обществ;основными приемами и навыками способности понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса и процесса развития истории искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю средних веков
1.1. Предмет, значение и периодизация дисциплины: «Основы истории Средних веков». Феодализм Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раннее средневековье
2.1. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи Лекции 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Франкское государство Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Византия в IV-XI вв. Практические 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Западная Европа в конце раннего средневековья Практические 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Развитое средневековье
3.1. Крестовые походы Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Византия в конце XI-XV вв. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Франция XI-XV вв. Англия в ХI-ХV вв. Лекции 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Германия в ХI-ХV вв. Италия в ХI-ХV вв. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Позднее средневековье
4.1. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе. Сам. работа 2 11 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Экзамен 2 9 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания в тестовой форме, задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы, устный опрос, реферат, тестирование.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Н. Питулько Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/79ED5448-AD22-4BB5-A4F4-1E339D46FDCC.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурс о Византийской империи www.byzantion.ru
Э2 Электронный ресурс о монашеских и рыцарских орденах средневековья www.knightly.ru
Э3 Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э5 Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении