МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Администрирование баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 101 101 101 101
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Администрирование баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение возможностей современных СУБД, методов и принципов разработки приложений с использованием отличительных особенностей разных типов СУБД, обучение слушателей методам оптимизации и повышения производительности, обеспечению авторизованного и отказоустойчивого доступа.
Основная задача курса – дать слушателям базовые знания по основным положениям разработки приложений баз данных, освоить практические методы и подходы к проектированию и созданию баз данных и приложений БД.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОПК-4 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разные типы баз данных;
методы обеспечения безопасности;
влияющие на производительность ресурсы и способы управления ими;
способы резервного копирования и восстановления.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать СУБД по предъявляемым требованиям;
устанавливать СУБД;
обеспечивать безопасность доступа к базе данных;
оценивать производительность и устранять узкие места;
выполнять резервное копирование и восстановление.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.установки СУБД;
обеспечения безопасного доступа к базе данных;
устранения узких мест в производительности;
выполнения резервного копирования и восстановления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и установка современных СУБД
1.1. Модели данных и консистентности Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Изучение моделей данных Сам. работа 6 5 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение моделей консистентности Сам. работа 6 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация современных СУБД. Популярные представители. Сильные и слабые стороны. Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Архитектура PostgreSQL Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Выбор наиболее подходящей СУБД по предъявляемой к базе данных требованиям Лабораторные 6 3 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Установка СУБД Лабораторные 6 3 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Привилегии и контроль доступа
2.1. Методы аутентификации Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ существующих методов аутентификации на уязвимости Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Настройка аутентификации пользователей Лабораторные 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Пользователи и роли. Привилегии. Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение способов предоставления доступа в разных СУБД. Выработка политики безопасности для разрабатываемого приложения. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Создание пользователей и ролей. Предоставление привилегий. Лабораторные 6 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Оптимизация и производительность
3.1. Модели физического хранения данных Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Изучение подходов к распределению данных по устройствам хранения информации для обеспечения высокого уровня производительности системы Сам. работа 6 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Масштабируемость. Настройка кластера и потребления ресурсов. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Эмуляция нагрузки на СУБД Лабораторные 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Оптимизация запросов Лабораторные 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Настройка СУБД для оптимального потребления ресурсов Лабораторные 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Мониторинг работы системы
4.1. Потребляемые ресурсы и средства мониторинга Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Анализ влияния доступности вычислительных ресурсов на производительность приложения Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение доступных средст мониторинга СУБД и их использование Сам. работа 6 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.4. Мониторинг потребления ресурсов Лабораторные 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Резервное копирование и восстановление
5.1. Резервное копирование и восстановление Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Изучение подходов к резервному копированию и восстановления. Определение сильных и слабых сторон. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.3. Создание резервной копии Лабораторные 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.4. Восстановление из резервной копии Лабораторные 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.5. Организация реплики базы данных Лабораторные 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нестеров С.А. БАЗЫ ДАННЫХ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Саймон Ригс, Ханну Кросинг Администрирование PostgreSQL 9. Книга рецептов: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Администрирование PostgreSQL 10. Базовый курс postgrespro.ru
Э2 Курс в Moodle "Администрирование баз данных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия. При подготовке к экзамену в дополнение к изучению конспектов лекций, учебно-методических материалов и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к экзамену нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала, а также выполнить все практические задания в курсе.