Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | формирование навыков применения методологии политической науки, в том числе медиаполитической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных медиаполитических текстов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
ПК-4 | способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы лингвистической прагматики и медиаполитической коммуникации применительно к практике создания медиаполитических текстов; общие законы построения медиаполитического дискурса; основные нормы, принципы, стандарты в области эффективной политической коммуникации; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах медиаполитического дискурса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать закономерности развития эффективности коммуникационных процессов, выявлять тенденции, оценивать их современное состояние при решении задач в профессиональной деятельности; применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного медиаполитического дискурса; создавать авторские медиапроекты в соответствии с определенными параметрами современного медиаполитического дискурса. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком разработки авторских медиапроектов в области политики, способен участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика | ||||||
1.1. | Развитие дискурс-анализа в России | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Медиаполитическая коммуникация: эволюция взглядов и подходов | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.5. | Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.6. | Законы и принципы общения. Невербальная коммуникация | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Политическая коммуникация: онтология и гносеология | ||||||
2.1. | Способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Медиаполитическая пропаганда и медиаполитическая реклама | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Методы исследования медиаполитического дискурса | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Способы и средства речевого воздействия в медиаполитическом дискурсе | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Аксиологический и социокультурный аспекты медиаполитического дискурса. Язык социального статуса в политической коммуникации | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.6. | КОЛЛОКВИУМ «Современный российский медиаполитический дискурс». | Сам. работа | 8 | 33 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Анализ современного политического дискурса: аспекты, методы, результаты | ||||||
3.1. | Критический дискурс-анализ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | СМИ в системе политической коммуникации | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе». | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Защита домашней контрольной работы «Анализ коммуникативных ситуаций в медиаполитическом дискурсе» | Сам. работа | 8 | 39 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чернышова, Татьяна Владимировна | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Кожина, М.Н. | Стилистика русского языка : учебник | Флинта; Наука, 2008 | |
Л1.3 | Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. | Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие | Флинта: Наука, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Е. Чернявская | Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие | М. Флинта // ЭБС "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Бобровская, Г. | Когнитивно-элокутивный потенциал газетного дискурса: | ВГСПУ "Перемена", 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429345 |
Л2.3 | Плеханова, Т.Ф. | Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов | ТетраСистемс, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике | dic.academic.ru | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа современного медиаполитического дискурса в соответствии с заданием в выбранных для домашнего задания политических текстов. Индивидуальная и групповая работа в процессе подготовки и в ходе занятий предполагает развитие самых разнообразных навыков устной и письменной профессиональной коммуникации, развитие навыков анализа современного медиаполитического дискурса. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу бакалавров с широким кругом основной и дополнительной научной литературы, рекомендаций практиков политической деятельности, применение теоретических знаний к анализу медиаполитического дискурса. Зачет проводится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он имеет возможность прийти на зачет и получить необходимые дополнительные баллы за ответ (не более 20 баллов). Билет включает два вопроса: первый – теоретический вопрос, второй – анализ коммуникативной ситуации современного медиаполитического дискурса, участником которой является политик, по следующей схеме: определите коммуникативную цель политика, охарактеризуйте особенности коммуникативного поведения и языковую личность политика, особенности невербальной коммуникации политика. На выполнение заданий отводится 35 минут. Баллы, полученные на зачете, суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов – «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено». |