МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи юриста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Аксенова Галина Николаевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи юриста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н.,доц Аничкин Евгений Сергеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н.,доц Аничкин Евгений Сергеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетентности: развитие умения анализа орфографических и грамматических явлений русского языка, умения осознанного чтения, умения использования средств русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах.
Задачи:
-Сформировать у обучающихся представление о принципах и культуре гуманитарного мышления на основе ресурсов русского литературного языка как основного компонента профессиональной компетенции.
-Повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной разновидностях в разных сферах его функционирования;
-Сформировать навыки культуры публичного выступления, спора и профессионального общения
-Научить будущих юристов давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, программировать процесс общения и управлять им.
-Расширить общегуманитарный кругозор обучающегося, опирающийся на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные категории и понятия, описывающие логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь;
- базовые представления о построении устной и письменной речи;
-грамматику, орфографию, лексику и стилистику русского языка на уровне, обеспечивающем построение логически верной устной и письменной речи;
-основы культуры речи.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать грамматику, орфографию, лексику и стилистику русского языка на уровне, обеспечивающем построение логически верной устной и письменной речи;
-строить свою речь, следуя логике рассуждений и высказываний;
-аргументировано и ясно отстаивать свою точку зрения, выражать и обосновывать свою позицию;
-аргументировано и ясно излагать мысли; выполнять задания по обобщению, анализу, восприятию информации; логически верно и аргументировано выстроить письменный текст;
-вести диалог.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;
-научным, публицистическим и деловым стилями изложения; владеет навыками логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
-навыками публичных выступлений и речевого этикета;
-навыками составления профессионально-ориентированных и научных текстов на русском языке;
-навыками создания реферата, обзорной статьи, аналитической статьи по заданной теме;
-владеет навыками составления деловой документации;
-навыками осознанного чтения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык
1.1. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста Лекции 2 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
1.2. Язык и общество: из истории русского литературного языка Практические 2 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1
1.3. Литературный язык и его особенности Лекции 2 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Функциональные стили русского литературного языка
2.1. Научный стиль. Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1
2.2. Официально-деловой стиль Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.3. Публицистический стиль Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1
2.4. Разговорный стиль. Практические 2 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Основы культуры речи
3.1. Культура речи и ее компоненты Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
3.2. Нормативный компонент культуры речи Практические 2 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Коммуникативный компонент культуры речи. Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
3.4. Этический компонент культуры речи. Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Культура устного делового общения юриста
4.1. Речевое общение Практические 2 4 ОПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Невербальные средства в культуре устного делового общения. Практические 2 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.3. Особенности делового общения Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1
4.4. Основные жанры устного делового общения Практические 2 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
4.5. Основы ораторского мастерства Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1
4.6. Искусство спора Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Культура письменного делового общения юриста
5.1. Формирование русской письменной официально-деловой речи Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
5.2. Языковые особенности оформления документов Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
5.3. Интегральные и специфические свойства русской письменной официально-деловой речи Сам. работа 2 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
5.4. Требования к оформлению документов Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
5.5. Типология служебных документов Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Современные тенденции в практике письменного делового общения Сам. работа 2 8 ОПК-5 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Язык как универсальная знаковая система. Язык и речь. Основные единицы языка и речи.
2. Язык и общество. Роль языка в развитии культуры и в становлении личности. Процессы социализации личности.
3. Общение как одна из главных потребностей человека. Особенности коммуникации в современном мире. Понятие «персонификация» личности.
4. Эффективное общение, его условия. Речевая ситуация общения, ее компоненты/Мотивы речевого поведения, ориентация на адресата.
5. Понятие о социальных и речевых ролях партнеров по общению. Речевые роли юриста. Постулаты общения, их значимость в юридической практике.
6. Законы общения. Нормативные законы и законы речевого воздействия. Общие законы протекания общения. Законы личного и группового общения. Учет законов общения в юридической практике.
7. Разновидности (виды) общения. Непосредственное - опосредованное; вербальное - невербальное; межличностное - представительское - массовое; официальное - неофициальное; информативное - регулятивное; кооперативное - конфликтное; монологическое - диалогическое и др. Значимость учета видов общения в
профессиональной деятельности юриста.
8. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты.
9. Качества хорошей речи: правильность, точность логичность, чистота,
выразительность. Уместность употребления языковых средств в
профессиональной деятельности юриста.
10. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой деятельности: говорение, чтение, слушание, письмо. Особенности говорения в профессиональной деятельности юриста.
11. Речевая культура и словари. Типы важнейших словарей русского языка.
12. Понятие о лексической синонимии. Типы синонимов. Синонимический ряд. Ошибки в употреблении синонимов.
13. Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.
14. Понятие о лексической омонимии. Способы образования лексических омонимов. Типы омонимов. Паронимы. Ошибки в употреблении паронимов.
15. Понятие о фразеологических единицах. Типы фразеологизмов. Фразеологическая синонимия. Исконно русская и заимствованная фразеология. Использование фразеологизмов в профессиональной речи юристов.
16. Лексика общеупотребительная и лексика пассивного запаса. Заимствование как процесс обновления языка. Ошибки в употреблении иноязычных слов. Юридическая лексика в контексте профессионального образования юриста.
17. Нормированность как механизм культуры речи. Понятие о языковой норме. Признаки нормы. Основные типы норм.
18. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Произношение заимствованных слов.
19. Нормы русского ударения. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
20. Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысл, точность). Точность речи юриста (предметная, терминологическая). Основные ошибки, вызванные неточностью выражения мысли. Плеоназм.
21. Грамматические нормы: трудности употребления имен существительных.
22. Грамматические нормы: трудности употребления имен прилагательных.
23. Грамматические нормы: трудности употребления числительных и местоимений.
24. Нормы употребления форм русского глагола. Образование и употребление причастий и деепричастий.
25. Синтаксические нормы и культура речи.
26. Коммуникативные нормы и речевой этикет.
27. Функциональные стили русского языка.
28. Текст как продукт речевой деятельности. Текст и его структура.
Функционально-смысловые типы речи.
29. Научный стиль, его особенности. Жанры учебно-научной речи.
30. Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи.
31. Эффективная коммуникация. Особенности монологического высказывания.
32. Эффективная коммуникация. Особенности диалогического высказывания.
33. Общая характеристика функционально-смысловых типов речи и их основные признаки.
34. Речевое взаимодействие. Стратегия и тактика речевого поведения.
35.Характеристика юридического дискурса.
36. Особенности юридической терминологии.
37. Характеристика юридических документов: язык и стиль.
38. Из истории русского красноречия.
39. Лексические нормы. Основные типы речевых ошибок.
40. Особенности устной публичной речи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение к рабочей программе

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Панченко, Ю. Б. Феденева, Н. А. Юшкова ; под ред. С. В. Панченко. Русский язык и культура речи для юристов : учеб. пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Черняк В.Д. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3-е изд., пер. и доп. : Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. Русский язык и культура речи: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
Э2 Электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
Э3 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
Э4 http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/russian-styles.shtml Голуб И.Б. Русский язык и культура речи) http://modernlib.ru/books/kollektiv
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Контрольная работа является средством проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе. Контрольная работа проводится в виде тестирования и выполняется через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов).
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. При выставлении итоговой оценки учитываются результаты контрольной работы, выполненной через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета.