МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техники изобразительного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и., доцент, Черняева И. В.

Рецензент(ы):
к.и., доцент, Черняева К. И.

Рабочая программа дисциплины
Техники изобразительного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Техники изобразительного искусства» являются обеспечение подготовки квалифицированных искусствоведов, умеющих применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной научной деятельности. Задачи дисциплины:
-изучение технологических и технических основ изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры;
-научить анализировать произведения изобразительного искусства в технологических и технических аспектах его исполнения;
-развитие творческого мышления, творческих способностей, овладение навыками искусствоведческого анализа произведения изобразительного искусства;
-формирование у студентов интереса к профессии, развитие творческого мышления и профессионально значимых качеств личности искусствоведа - исследователя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-11 способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- технологии художественной обработки материалов и техник исполнения художественных работ в создании художником образа в различных видах искусства;
- особенности деятельности художника в разработке и освоении новых материалов, энергий, техник и технологий;
- название, состав материалов, технологии и техники живописи;
- инструменты и оборудование для выполнения живописных работ;
- название, состав материалов, технологии и техники графики (рисунка и гравюры);
- инструменты и оборудование для выполнения графических работ (рисунка и гравюры);
- название, состав материалов, технологии и техники скульптуры;
- инструменты и оборудование для выполнения скульптурных работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно описывать и анализировать технологические и технические аспекты выполнения художественных работ;
- применять полученные знания в преподавании курсов МХК и истории искусства;
- работать с информацией о создании, хранении и реставрации произведений изобразительного искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки профессиональной терминологией в области изобразительного искусства;
- способность применять полученные знания в педагогической деятельности;
- навыки выполнения графических, живописных и скульптурных работ в простейших техниках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Значение изучения техник изобразительного искусства для правильного понимания и оценки произведений.
1.1. Элементы пластического языка. Техники энкаустики. Техники фресковой живописи. Материалы, виды и техники мозаики. Техники живописи маслом. Комбинированные техники живописи. Виды гравюры. Виды, техники компьютерной графики. Виды, техники и материалы граффити. Лекции 1 2 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Трактаты по техникам изобразительного искусства. Рецепты старых мастеров. Практические 1 2 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подобрать репродукции произведений изобразительного искусства, подобрать наглядный материала в сети Интернет. Сам. работа 1 32 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности темперной и масляной живописи. Графические техники и их специфика. Техники и технологии создания гравюры.
2.1. Материалы, техники живописи водорастворимыми красками. Техники живописи маслом. Комбинированные техники живописи. Материалы и техники уникального рисунка и прикладной графики. Элементы пластического языка. Виды гравюры и ее технологии. Виды, техники компьютерной графики. Виды, техники и материалы граффити. Комбинированные техники рисунка. Современные методы печати и их использование при создании художественных произведений. Лекции 1 1 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Выполнить упражнения по работе красками с использованием различных кистей и мастихина на разных поверхностях. Выполнить упражнения в комбинированных техниках. Выполнить мозаику Практические 1 1 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Выполнить упражнения по работе карандашом, углем, сангиной, соусом, пастелью и их различным на разных сортах бумаги и картона. Выполнить композицию в технике граттажа. Выполнить упражнения в технике монотипии. Составить кроссворд. Сам. работа 1 32 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Скульптурные материалы и методы работы с ними.
3.1. Понятие скульптуры. Классификации скульптуры. Элементы пластического языка. Круглая скульптура, ее виды и жанры. Элементы пластического языка. Материалы и инструменты скульптуры.Моделирование.Технология художественного литья. Способы обработки поверхности скульптуры. Лекции 1 1 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Вылепить рельеф из пластилина Практические 1 1 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Вылепить эскиз скульптуры из глины Вырезать декоративную фигуру из мягкого материала Составить кроссворд Сам. работа 1 32 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Зачет 1 4 ПК-11 Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федоренко В.Е. Некоторые закономерности масляной живописи: учебное пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. Основы композиции и техническая акварель : учебное пособие Высшая школа // ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
Л2.2 Шамагин Л.М. Масляная живопись (сведения о материалах и технике): Учебная литература для ВУЗов Государственное учебно-педагогическое издательство // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 1963 biblioclub.ru
Л2.3 Нехвядович Л.И., Степанская Т.М, Введение в историю искусств: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Эциклопедия искусства www.artprojekt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При обучении дисциплине "Техники изобразительного искусства" необходимо изучить все виды материалов, таких как масляные краски, акварель, тушь, карандаш, сангина, соус и т. д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.