Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_03_01_Юриспруденция-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Аничкин Евгений Сергеевич
1.1. | Целью освоения дисциплины «Юридическая риторика» являются: • формирование представления о риторике в совокупности всех ее составляющих; • представление сущности коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструмент эффективного общения; • представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи, • формирование навыков подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.; • познакомить с основами культуры речи, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический); • раскрыть специфику судебной риторики. В задачи дисциплины входит: – сформировать представление о специфике публичных выступлений в России: этика оратора, его вербальное и невербальное поведение; – развить качества хорошей речи, такие как точность, уместность, лаконичность, необходимые для успешных публичных выступлений; – овладеть навыками работы над содержанием и композицией выступления, а также приемами редактирования текста речи; – развить навыки публичных выступлений разных жанров: информативных (объявление группе, сообщение на научную тему); протокольно-этикетных (приветственное слово, благодарственная речь, поздравительная речь), агитационных (публичные обращения в рамках предвыборной кампании); развлекательных (рассказ о достопримечательностях города, тост, притча). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-5 | способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ПК-13 | способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-5: базовые основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; ОПК-5: способы построения логически верных высказываний в устной и письменной форме логические основы научно-исследовательской деятельности, законы логики, виды умозаключений ПК-13: основы юридической техники, правила подготовки юридических документов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-5: пользоваться базовыми принципами построения устной и письменной речи речью для решения профессиональных задач и общения ОПК-5: грамотно и логично строить устную и письменную речь, ориентироваться в многообразии коммуникативных ситуаций, применять знания логики при работе с документами в устной речи ПК-13: – применять правила, средства и приемы юридической техники; – составлять официальные письменные документы, порождающие определенные юридические последствия, создающие определенные; – использовать юридическую терминологию при составлении юридических документов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-5: Базовыми навыками основ коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ОПК-5: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);нормами современного русского литературного языка; ПК-13: – навыками составления юридической документации; – способностями сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юридическая риторика и основные объекты ее изучения | ||||||
1.1. | Специфика и смежный характер дисциплины. Юридическая риторика как частная риторика. Специфика юридической риторики в ряду других частных риторик: политической, духовной, социально-бытовой и т.д. Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Риторическая компетенция юриста как объект изучения юридической риторики в рамках компетентностно-ориентированного подхода к преподаванию дисциплины. Структура риторической компетенции юриста: общериторическая, языковая, правовая, этическая, эстетическая, коммуникативная, жанрово-стилевая, технико-речевая компетенции. | Практические | 2 | 4 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Судебная речь как объект изучения юридической риторики в рамках традиционного подхода к преподаванию дисциплины. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Судебная речь: античная традиция | ||||||
2.1. | Факторы возникновения и развития судебной риторики в Древней Греции. Агонистичность древнегреческого судопроизводства. Софисты как первые теоретики ораторского искусства. | Лекции | 2 | 4 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Образ оратора в трактовке софистов и диалектиков. Аристотель о риторике вообще и судебной в частности. Известные античные ораторы: Демосфен, Марк Тулий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан, Цицерон. | Практические | 2 | 6 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Риторика и право: проблема взаимовлияния. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности русской риторической традиции | ||||||
3.1. | Риторика и право: проблема взаимовлияния. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Первые представления о речевой этике и правилах построения речи: «Книга притчей Соломоновых», православный «Молитвослов», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. Развитие отечественной риторической теории в учении М.В. Ломоносова. Судебная реформа 1864 г. как толчок к развитию отечественного судебного красноре-чия. Известные российские судебные ораторы конца XIX — начала XX в.: А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако и др. | Практические | 2 | 4 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Этические основы судебной речи | ||||||
4.1. | Этика как наука, ее объект изучения. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Компоненты образа этичного судебного оратора: ораторский долг, ораторское достоинство, ораторская честь, справедливость, ораторский такт, деликатность оратора, вежливость: корректность, учтивость, любезность. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Логические основы судебной речи. Теория аргументации | ||||||
5.1. | Внушение (суггестия) и убеждениие | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Мыслительные операции, актуализируемые в аргументативном процессе: конструктивные, деструктивные, селективные и регулятивные. | Лекции | 2 | 6 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Понятие аргументации. Участники аргументации. | Лекции | 2 | 6 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Общериторические и лингвистические основы судебной речи | ||||||
6.1. | Общериторические требования к построению судебной речи: краткость, ясность, точность. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Понятие языковой нормы, виды норм. Нелитературные варианты языка. Типичные нарушения языковых норм в судебной речи. | Практические | 2 | 8 | ОК-5, ПК-13, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Что такое речевое воздействие? 2. Расскажите об известных древнегреческих и древнеримских ораторах? 3. Что такое эффективность коммуникации? 4. Условия эффективного речевого воздействия. 5. Как можно усилить коммуникативную позицию? 6. Перечислите факторы установления контакта с собеседником. 7. Как готовиться к устному выступлению? 8. Перечислите приемы привлечения внимания аудитории. 9. Перечислите известные вам роды красноречия. В какие эпохи появился и был особенно значим каждый из них? 10. Назовите важнейшие коммуникативные качества речи, охарактеризуйте их? 11. Образ оратора. 12. Расскажите о мимике, жестикуляции как невербальных средствах общения. 13. Назовите виды жестов и приведите примеры. 14. Виды публичных выступлений по цели и по форме: информационная речь, ее жанры и особенности. 15. Виды публичных выступлений по цели и по форме: убеждающая речь, ее разновидности и особенности. 16. Виды публичных выступлений по цели и по форме: протокольно-этикетная речь, ее разновидности и особенности построения. 17. Виды публичных выступлений по цели и по форме: развлекательная речь, ее жанры и особенности. 18. Дебаты и прения в современной общественно-политической ситуации. 19. Типы аудитории и особенности организации публичного выступления в каждой. 20. Оценка эффективности публичного выступления. 21. Юридическая риторика как смежная дисциплина. Судебная речь как предмет юридической риторики, аспекты ее рассмотрения. 22. Актуальные проблемы речевой культуры юриста. 23. Ораторское искусство в Древней Греции: основные периоды, идеи, имена 24. Вклад Аристотеля в теорию красноречия и его значение в условиях современности. 25. Судебное красноречие в Древней Греции. 26. Древнеримский период развития риторики. Роль Цицерона − оратора и теоретика риторики. 27. Судоговорение в Древнем Риме. 28. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время. Основные черты риторики эпохи Возрождения. Пути дальнейшего развития европейской риторики. 29. Пути развития отечественной риторики. Риторика М.В. Ломоносова. Судебное красноречие в России: истоки, развитие и современные тенденции 30. Этапы подготовки публичного выступления. Античный риторический канон (общая характеристика). 31. Этапы классического риторического канона: инвенция. 32. Этапы классического риторического канона: диспозиция. 33. Этапы классического риторического канона: элокуция (тропы, риторические фигуры, риторические приёмы). 34. Современные методики запоминания речи. 35. Техника произнесения речи. 36. Разновидности общения в юридической практике. 37. Язык и стиль процессуально-правовых документов. 38. Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения. Основные виды аргументов и структура доказательства. Правила ведения спора. 39. Культура спора в юридической практике. Основные стратегии, тактики и приемы спора. Судебные прения. 40. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: классификация вопросов, виды ответов. 41. Основы мастерства публичного выступления. Взаимодействие оратора и аудитории. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении. 42. Отличительные черты судебной речи. 43. Логическая структура судебной речи. 44. Конвенции судебного общения. 45. Виды судебных речей. Стилевые характеристики судебной речи. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение к рабочей программе |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. | Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | под общ. ред. В. Д. Черняк. | Риторика: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | . А. Юшкова, Е. Б. Берг, Ю. Б. Феденева, С. В. Панченко ; под общ. ред. Н. А. Юшковой. | Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. | Риторика для юристов: учебник для прикладного бакалавриат | М. : Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Совет Федерации www.council.gov.ru | |||
Э2 | Президент РФ www.president.kremlin.ru | |||
Э3 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э4 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится решению практических заданий. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать рекомендованную литературу, используя электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы. После изучения теоретических вопросов, решения практических заданий следует выполнить тест. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |