МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Атрибуция и экспертиза произведений искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 295
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 295 295 295 295
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.и., доцент, Булгаева Г. Д.

Рецензент(ы):
к.и., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Атрибуция и экспертиза произведений искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– создание условий для формирование у студентов устойчивых понятий о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов атрибуции и экспертизы памятников искусства с методическими вопросами изучения искусствознания, практическое применение методов атрибуции в процессе экпертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности, осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства;
ПК-3 Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия, составляющие и этапы атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства. Основные составляющие процесса научной атрибуции и экспертизы
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике полученные знания в области популяризации художественного наследия и атрибуции предметов, представляющих историческую и художественную ценность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умением анализировать результаты данных, различного происхождения о произведении искусства
навыками проведения устной атрибуции предметов искусства и введения ранее неизученных памятников в научный оборот

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атрибуция и экспертиза, виды, методы,последовательность
1.1. основные понятия научной атрибуции и экспертизы Лекции 2 2 ПК-3 Л2.2, Л1.3, Л3.2
1.2. анализ основных понятий атри буции и экспертизы Практические 2 2 ОПК-3 Л3.3, Л2.3
1.3. выявление важнейших этапов в проведении атрибуции Сам. работа 2 45 ПК-3 Л1.2, Л3.6, Л2.3
1.4. исторические этапы формирования научной экспертизы Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л3.4
1.5. методология процесса атрибуции в исторической среде Практические 2 4 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л1.5, Л3.5, Л1.1, Л3.7
1.6. современные экспертные советы и эксперты Сам. работа 2 50 ОПК-3 Л1.2, Л1.5, Л2.3, Л3.4
Раздел 2. научная и практическая значимость экпертизы пролизведений искусства
2.1. атрибуция как часть экспертизы Лекции 2 2 Л2.2, Л1.3, Л3.2, Л3.1
2.2. атрибутирование предмета, имеющего историческую и художественную ценность Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л3.7
2.3. Закрепление полученных навыков Сам. работа 2 100 ПК-3 Л1.2, Л3.5, Л2.3, Л3.4
2.4. Комплексный подход в экспертизе Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л3.2, Л1.4, Л1.1
2.5. значение результатов физико-химических методов Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л3.6
2.6. выводы научной экспертизы Сам. работа 2 100 ПК-3 Л2.2, Л1.5, Л3.3
2.7. Экзамен 2 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: [монография] СПб. : Астерион, 2011
Л1.2 отв. ред. Лифшиц Л.И. ,Трезвов А.В. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX–ХХ веках. История, проблемы:: учеб. пособие Изд-во «Академический проект», , 2008
Л1.3 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография Астерион, 2011
Л1.4 редкол.: И.Э. Грабарь [и др.]. Памятники культуры. Исследование и реставрация : М.: Изд-во АН СССР. , 1960
Л1.5 отв. за вып. С.В. Успенская, В.И. Кобякова. Сохранение памятников военной истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация: мат. конф. СПб.: ГУ ВИМАИВиВС, , 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Т.В. Экспертиза художественных изделий : Справочное пособие ФОРУМ, 2009.
Л2.2 Соколова Т.В., Пашковский И.Э. Экспертиза художественных изделий: справочное пособие ФОРУМ, 2009
Л2.3 Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: СПб.: Астерион, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 сост. В.В. Горбунов Атрибуция и экспертиза музейных предметов:: учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, , 2009
Л3.3 Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. : М., 1947
Л3.4 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие: учебное пособие Алт. ун-та, 2015
Л3.5 Конов А. Реставрация и наука очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи: М., «Индрик» , 2006
Л3.6 сост. В.В. Горбунов Консервация и реставрация музейных предметов: учебно-методический комплекс Изд-во Алт. ун-та, 2009
Л3.7 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сохранение культурного наследия www.cultradio.ru
Э2 реставрация монументальной живописи www.grabar.ru
Э3 центры научной экспертизы www.gosniir.ru
Э4 экспертиза памятников изобразительного искусства art-con.ru
Э5 Атрибуция и экспертиза произведений искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении