МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Открытые данные в социальных и гуманитарных науках

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Открытые данные в социальных и гуманитарных науках

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.направления совершенствования государственного управления в РФ, принципы открытого государственного управления
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и принимать организационные управленческие решения, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти, взаимодействия с институтами гражданского общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы открытого государственного управления
1.1. Теоретико-методологические основы открытого государственного управления Лекции 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
1.2. Общество как открытая система. Информационное общество. Задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 2. Правовые и институционные основы отктытого управления в России.
2.1. Правовые основы реализации информационной открытости органов власти в России Лекции 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
2.2. Правовые основы реализации информационной открытости органов власти в России Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации
3.1. Основные принципы открытых данных. Правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным. Правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, а также иных требований к размещению в форме открытых данных. Правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. Размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных. Паспорт набора данных. Проактивное раскрытие общедоступной информации. Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации Лекции 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 4. Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации
4.1. Этапы опубликования информации в форме открытых данных. Использование машиночитаемых открытых форматов при сборе, обработке, хранении и публикации сведений. Реестр открытых данных. Планы (дорожные карты) внедрения принципов открытости в деятельности органов власти. Доказательность введения федеральными органами исполнительной власти режима ограниченного доступа к информации. Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 5. Технологии опубликования открытых данных
5.1. Технические требования к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования. Требования к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 6. Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных
6.1. Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Формы мониторинга. Методы отбора экспертов и формирования экспертных групп. Индекс открытости органов власти. Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 7. Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти
7.1. Необходимость механизмов «обратной связи» с населением и общественного контроля над деятельностью органов власти. Референтные группы. Стейкхолдеры. Краудсорсинг. Общественное участие. Общественное обсуждение и экспертное сопровождение со стороны гражданского общества. Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 8. Использование открытых данных в социогуманитарных исследованиях
8.1. Использование открытых данных в социогуманитарных исследованиях. основные проекты и подходы. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
8.2. Использование открытых данных в социогуманитарных исследованиях. основные проекты и подходы. Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1
8.3. Изученмие литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету. Сам. работа 2 81 ПК-1, ПК-4 Л1.1
8.4. Экзамен 2 27 ПК-1, ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации
Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации
Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации
Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации
Технологии опубликования открытых данных
Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных
Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти
Использование открытых данных в социогуманитарных исследованиях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Тарасова, О. И. Чекрыжова Открытые данные [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Открытые данные в социальных и гуманитарных науках" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Динамика социального развития современного российского общества в значительной мере определяется характером и эффективностью информационно-коммуникационных процессов. Глобальные информационные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости политических структур и бизнеса. Увеличилась роль диалога в повседневном общении людей, социальных групп и структур. Эти процессы отражены в концепции «Открытого правительства», направленной на повышение качества взаимодействия общества со всеми уровнями власти.
Современные задачи развития системы государственного управления и ее научного осмысления обусловлены новым качеством информационных процессов, лавинообразным ростом процессов самоорганизации в обществе, а также явно запаздывающим, «догоняющим» характером реагирования органов власти всех уровней на изменения информационно-коммуникативных потребностей общества.
Сегодня в нашей стране уже сложились необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государством услуг, повышения качества, результативности и прозрачности деятельности органов власти. В то же время, необходимо признать, что реализация качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности органов власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства.
Изучение механизмов взаимодействия органов власти и общества в Российской Федерации не имеет в настоящее время должной степени проработанности, что определяется их недостаточной институциональной зрелостью.
Целью освоения учебной дисциплины «Открытые данные» является формирование у студентов комплексного представления о принципах открытого государственного управления и открытых данных, навыков работы с открытыми данными, мониторинга открытости органов власти.
Дисциплина состоит из семи разделов. В первом разделе «Повышение степени открытости органов власти как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации» формируется представление об обществе как открытой системе, дается представление об информационном обществе, раскрываются задачи повышения информационной открытости органов власти. Открытость как принцип государственного управления. Второй раздел «Нормативно-правовые основы реализации информационной открытости органов власти в Российской Федерации» посвящен изучению правовых аспектов открытости органов власти. В третьем разделе «Публикация информации в форматах открытых данных: основные подходы и опыт реализации» раскрываются такие вопросы, как: принципы открытых данных, правила отнесения информации государственных органов и органов местного самоуправления к открытым данным,. правила определения периодичности размещения открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, правила обязательного размещения открытых данных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, исполняющими переданные федерацией полномочия. В разделе «Организационно-методические основы реализации концепции открытых данных в Российской Федерации» формируется представление об этапах опубликования информации в форме открытых данных. В разделе «Технологии опубликования открытых данных» формируется представление о технических требованиях к наименованию и идентификационному номеру набора данных, странице публикации открытых данных, публикации реестра наборов открытых данных, странице паспорта набора открытых данных, представлению наборов открытых данных; требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам и проч. Отдельное внимание уделяется требованиям к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных. Раздел «Организация мониторинга и обратной связи по вопросам размещения федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности в форме открытых данных» посвящен изучению методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, формам мониторинга и методам отбора экспертов и формирования экспертных групп. Последний раздел «Взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросу реализации информационной открытости органов власти» формирует представление о референтных группах, краудсорсинге, общественном участие, общественном обсуждении и экспертном сопровождении со стороны гражданского обществ.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы открытыми данными. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.