Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ММиИТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.
1.1. | Приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области количественного анализа эколого-экономических процессов и явлений, расширение навыков использования информационных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение |
ПК-1 | способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты самостоятельно и в составе научного коллектива |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия предметной области; - методические подходы к оценке эколого-экономического эффекта в природопользовании; - суть основных подходов измерения эколого-экономических показателей, подходы к оценке эколого-экономического ущерба; - принципы использования различных программных сред для решения задач эколого-экономического анализа; - основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области; - общий алгоритм проведения аналитического исследования; - источники получения информации для решения основных задач эколого-экономического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять базовые методы количественной оценки эколого-экономических эффектов; - применять информационные технологии для решения задач эколого-экономического анализа; - формировать базу исходных данных эколого-экономического анализа; - интерпретировать полученные результаты, оценивать их точность. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - решения базовых задач эколого-экономического анализа и оценки эколого-экономических эффектов; - работы с программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины; - алгоритмами решения базовых (типовых) задач эколого-экономического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концепции эколого-экономического природопользования. Простейшие методы количественного анализа. | ||||||
1.1. | Концепции эколого-экономического анализа природопользования. Природопользование: основные понятия. Показатели и индикаторы ухудшения состояния окружающей среды. Подходы к оценке экологических последствий. Экологический и экономический ущерб. Экологический риск, способы измерения. Подходы к оценке эколого-экономических эффектов. Однофакторные модели экологического риска: пороговые и беспороговые. | Лекции | 4 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Исследование концепций эколого-экономического анализа. Чтение литературы. Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 4 | 24 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Измерение эколого-экономических показателей. Численная оценка экологических рисков и эффектов. Моделирование экологических рисков. Пороговые и беспороговые модели. | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Моделирование экологических рисков, модельная эколого-экономическая оценка перспективности внедрения эколого-ориентированной технологии в производство. | ||||||
2.1. | Моделирование эколого-экономических процессов в природопользовании (множественность факторов). Интервальные оценки экологических рисков при нормальном распределении по непрерывным данным. Методы дискретизации переменных. Анализ структуры системы факторов. Модели множественной регрессии в задачах эколого-экономического анализа (логистическая регрессия). Разработка структурных моделей эколого-экономических систем на базе байесовской сети доверия. Количественная оценка причинных эффектов. Сценарный анализ. | Лекции | 4 | 8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Оценка причинных связей и ожидаемого причинного эффекта при сравнении переменных попарно (категориальные и непрерывные величины). | Практические | 4 | 8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Выполнение типовых расчетных работ. | Сам. работа | 4 | 24 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Эколого-экономический анализ внедрения инновационных технологий в производство. | ||||||
3.1. | Имитационное моделирование последствий внедрения эколого-ориентированной технологии в производстве. Экономический и экологические эффекты. Обоснование элементов государственной политики стимулирования внедрения эколого-ориентированных технологий в производстве. Эколого-экономический анализ внедрения биогазовых установок в производство. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Эколого-экономический анализ внедрения биогазовых установок в производство. Имитационное моделирование. | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Выполнение типовых расчетных работ. | Сам. работа | 4 | 24 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тихомиров Н. П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. | Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. | ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлов А.И. | Прикладная статистика: | М.: Экзамен, 2009 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Уэс Маккинли | Python и анализ данных: | Издательство "ДМК Пресс", 2015 | e.lanbook.com |
Л3.2 | АлтГУ | Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com | |||
Э2 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru | |||
Э3 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru | |||
Э4 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-books | |||
Э5 | Образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru | |||
Э6 | Общероссийский математический портал. http://www.mathnet.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не предусмотрено. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |