МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эколого-экономический анализ агропроизводства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Эколого-экономический анализ агропроизводства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Хворова Л.А., к.т.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Хворова Л.А., к.т.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области эколого-экономического анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий, применения агротехнологий возделывания культур, внедрения инноваций в изменяющихся климатических и экономических условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные документы и источники информации, определяющие организацию производственно-технологических экологических работ;
- принципы использования различных программных сред для решения задач эколого-экономического анализа агропроизводства;
- основные функции программных сред, используемых для решения задач в области экологического аудита;
- общий алгоритм проведения аналитического исследования агропроизводства;
- источники получения информации для решения основных задач эколого-экономического анализа агропроизводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять информационные технологии для решения задач эколого-экономического анализа агротехнологиии ее компонентов;
- формировать базу исходных данных эколого-экономического анализа агропроизводства;
- интерпретировать полученные результаты, оценивать точность полученных результатов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования документов для проведения экологического аудита;
- используемыми программными средами и методами в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- алгоритмами решения базовых (типовых) задач эколого-экономического анализа агропроизводства;
- методами обоснования параметров регулирующих мерпориятий в области экологии природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции эколого-экономического анализа производственных систем.
1.1. Концепции эколого-экономического анализа производственных систем. Нормативные документы и источники информации. Лекции 4 2 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Исследование концепций эколого-экономического анализа агропроизводства. Чтение литературы. Сам. работа 4 25 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Эколого-экономический анализ элементов агротехнологий.
2.1. Экологический ущерб, экологический риск. Методы оценки экологического ущерба и экологического риска при применении агротехнологий. Подходы качественного и количественного оценивания. Подходы оценки негативного воздействия отдельных факторов. Лекции 4 4 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Источники информации для эколого-экономического анализа агропроизводства. Методы анализ факторов экологического риска. Применение математических моделей количественной оценки факторов экологического риска. Лабораторные 4 8 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Анализ факторов экологичесткого риска и количественной оценки их воздействия. Лабораторные 4 8 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение типовых расчетных заданий. Чтение литературы. Сам. работа 4 25 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Эколого-экономический анализ внедрения инновационных технологий в сельскохозяйственное производство.
3.1. Биотехнологии, биогаз. Эколого-экономическая оценка проекта внедрения биогаза на животноводческом предприятии. Лекции 4 2 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Эколого-экономический анализ внедрения био-эталонных комплексов. Сценарные оценки эколого-экономического эффекта. Лабораторные 4 8 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Эколого-экономический анализ технологии производства биогаза. Чтение литературы. Сам. работа 4 26 ПК-7 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тихомиров Н. П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарыбар С. В. Механизм обеспечения сбалансированного развития социально-эколого-экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия: Научные монографии Новосибирский государственный аграрный университет, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.3 Крутиков В. Н., Мешечкин В. В. Анализ данных: учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Жуковский, О.И. Информационные технологии и анализ данных : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480500
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрено.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.