МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы:
 место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин;
 объект и предмет этнологии;
 понятия и проблемы этнологии;
 источники и методика этнологических исследований;
 прикладные аспекты этнологии;
 критерии классификации народов мира.
2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса:
 обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России;
 теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии;
 современные концепции в мировой этнологии.
3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят:
 классификация этносов (этнических общностей);
 освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов;
 хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов;
 особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп;
 тенденции этнического и этносоциального развития народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-10 готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат этнологической науки;
принципы классификации народов мира;
характеристику народов мира по географическим областям;
основы традиционной культуры народов мира;
аспекты всех сторон этноисторического развития Алтайского региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций.Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и критики источников по этнологии.
Понятийным аппаратом этнологии;
Современными методами изучения культуры народов мира;
Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической музейной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы курса
1.1. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база Лекции 2 1 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
1.2. Основные понятия этнологии Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
1.3. Введение в учебный курс "Этнологии" Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Историография этнологической (этнографической) науки
2.1. Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом Лекции 2 1 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
2.2. Научные этнологические центры России Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
2.3. Историография этнологической (этнографической) науки Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии
3.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
3.2. Освоение человеком Австралии и Океании Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
3.3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Этническая картина мира
4.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 2 1 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
4.2. Особенности культуры населения Америки Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
4.3. Этническая картина мира Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 5. Классификации народов мира
5.1. Особенности культуры населения Африки Лекции 2 1 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
5.2. Африка как прародина человечества Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
5.3. Классификации народов мира Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 6. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области
6.1. Особенности культуры населения Западной Азии Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
6.2. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
6.3. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 7. Межэтнические коммуникации
7.1. Межэтнические коммуникации Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
7.2. Межэтнические коммуникации Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
7.3. Межэтнические коммуникации Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 8. Народы Средней Азии и Казахстана
8.1. Народы Средней Азии и Казахстана Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
8.2. Народы Средней Азии и Казахстана Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
8.3. Народы Средней Азии и Казахстана Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 9. Народы Центральной Азии
9.1. Народы Центральной Азии Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
9.2. Народы Центральной Азии Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
9.3. Народы Центральной Азии Сам. работа 2 3 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 10. Народы Сибири и Урала
10.1. Народы Сибири и Урала Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
10.2. Народы Сибири и Урала Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
10.3. Народы Сибири и Урала Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
Раздел 11. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время.
11.1. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Сам. работа 2 7 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
11.2. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
11.3. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6, ПК-10 Л1.1
11.4. Зачет 2 4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет этнологии.
2. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.
3. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний (историей, археологией, социологией и др.).
4. Лингвистическая классификация народов мира.
5. Антропологическая классификация народов мира.
6. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.
7. Историко-этнографические области Земли.
8. Источники этнологических исследований.
9. Методы исследования в этнологии.
10. Этнические процессы и их классификация.
11. Типы этнических общностей.
12. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.
13. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.
14. Проблемы этнического самосознания.
15. Природная среда и этнос.
16. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).
17. Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.
18. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.
19. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.
20. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.
21. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д.
22. Общая характеристика народов Океании.
23. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона.
24. Папуасы Новой Гвинеи.
25. Происхождение коренного население Америки.
26. Индейцы северо-западного побережья Америки.
27. Индейцы прерий.
28. Хозяйство, культура и общественный строй инков в доколониальную эпоху.
29. Народы Северной Африки (этнический состав и культура).
30. Туареги-кочевники Северной Африки. Особенности хозяйства и социальной организации.
31. Коренное населения Южной Африки. Бушмены и готтентоты.
32. Народы Передней Азии: этнический состав и культура.
33. Этнический состав населения Южной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
34. Этнический состав населения Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
35. Этнический состав населения Юго-Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
36. Этнический состав Центральной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
37. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов.
38. Этнический состав населения Сибири.
39. Традиционные верования народов Сибири. Специфика шаманизма сибирских народов. Христианизация аборигенов Сибири.
40. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.
41. Палеоазиатские народы Сибири. Юкагиры.
42. Хозяйство и культура обских угров (ханты и манси).
43. Народы Алтая: основные этнокультурные характеристики алтайцев и русских.
44. Хозяйственно-культурные типы тюркских народов Сибири (сибирские татары, якуты, тувинцы и др.).
45. Этнический состав населения европейской части России: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
46. Этнический состав населения зарубежной Европы: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
47. Мировые и национальные религии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. Народы Сибири и их традиционные занятия.
2. Этнический состав населения Сибири. Кочевничество.
3. Особенности хозяйства и культуры номадов (на примере казахов и монголов).
4. Традиционные верования народов Сибири. Культы. Шаманизм. Бурханизм.
5. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.
6. Палеоазиатские народы Сибири.
7. Хозяйство и культура обских угров.
8. Автохтонные народы Алтая.
9. Этническая и хозяйственно-культурная характеристика народа саха (якутов).
10.Этнический состав населения Европейской части России.
11.Формирование на территории Алтая в XVII-– начале XX века этнокультурных групп славянского населения.
12.Материальная культура этнокультурных групп славянского населения.
13.Особенности этнокультурных групп русского населения на территории Алтая в XVIII–начале XX века
14.Этнокультурные группы старообрядцев на Алтае
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга.
3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири.
4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв.
5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии.
6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии.
7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки).
8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки.
9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов.
10. Особенности социальной структуры индийского общества.

В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест 27
Даны верные ответы на вопросы теста
ИТОГО 100
Критерии оценки знаний и умений

При оценке знаний на экзамене учитывается:
• правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и специальных экологических терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и научных способностей экзаменуемого;
• самостоятельность ответа;
• речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Уровни освоения компетенций:
1. Повышенный (отлично):
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
2. Базовый (хорошо):
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями..
3. Пороговый (удовлетворительно):
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических.
4. Уровень не сформирован (неудовлетворительно).
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник М.: Дашков и Ко //ЭБС "Университетаская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453940
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Максимов С.В. Русские обряды и суеверия: [энциклопедия]/ С. В. Максимов.- М. : АстраМедиа, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э2 2. Русские праздники. Обряды и обычаи: энциклопедия школьника/ сост. М. Забылин.- М. : БИЗНЕССОФТ, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э3 3. Русские народные праздники. Обряды и обычаи.- М. : Новый Диск, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э4 Курс в Moodle "Этнология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.iea.ras.ru
ethnography.omskreg.ru
www.kunstkamera.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100