МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедийная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедийная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.исследовать культуру мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация)
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности конвергенции в мультимедийной среде, методы и технологии подготовки конвергентного медиатекста, методику работы с различными мультимедийными жанрами и форматами сетевого контента, правила создания информационного контента в различных интернет-СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать мультимедийную продукцию с учетом сочетаемости различных типов медиа, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, работать в рамках требований различных мультимедийных редакций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания медиатекста в разных знаковых системах, методами анализа медиатекстов и навыками обработки информационного контента для различных типов интернет-СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Развитие информационного общества Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Интернет и альтернативные цифровые сети. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа.
2.1. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Профессиональные навыки «цифрового» журналиста Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Создание видеоматериалов Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Лонгриды Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Мультимедийность и конвергентность Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Визуализация информации Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Журналистика и блогосфера Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Создание лонгрида на произвольную тематику Сам. работа 7 81 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Экзамен 7 27 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов Питер, 2011
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.