МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономический анализ деятельности предприятия сервиса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономический анализ деятельности предприятия сервиса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 СЕРВИС (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №835)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Экономика сферы услуг» - являетcя формирование у студентов углубленного системного знания о сущности, закономерностях функционирования и тенденциях развития сферы услуг как ведущего сектора современной экономики.
Задачи дисциплины:
– сформировать у студентов представление о тенденциях, проблемах и перспективах развития сферы услуг;
– познакомить с содержанием хозяйственного механизма организаций сферы услуг;
– дать знания современных методических, нормативных и других материалов по экономике организаций сферы услуг;
– помочь студентам определить направления использования теорий и методов экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем, а также выполнения анализа развития сферы услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью к анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса, возможных траекторий его развития в зависимости от конъюнктуры рынка услуг и потребительского спроса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологию организационной деятельности в проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
- содержание и порядок организации анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса, используемых материальных и нематериальных ресурсов сервиса;
- технологии и инструментарий диагностики и анализа запросов потребителей, синтезу оптимального варианта процесса сервиса в решении различных типов проблем в современных системах социально-культурного сервиса,
- специфику сервиса как объект удовлетворения запросов потребителей в современных системах социально-культурного сервиса;
3.2.Уметь:
3.2.1.- разработать и использовать новые методы проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
- провести мероприятия диагностике и анализу запросов потребителей, синтезу оптимального варианта обслуживания в сервисной деятельности;
- организовать и эффективно осуществлять анализ и разработать возможные траектории развития предприятий сервиса в зависимости от конъюнктуры рынка услуг и потребительского спроса;
- обосновать и разработать мероприятия по результатам анализа сервисной деятельности в целях ее совершенствования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - способностью совершенствовать процесс проведения экспертизы и (или) диагностики объектов в современных системах социально-культурного сервиса;
– готовностью проведения диагностики и анализу запросов потребителей, синтезу оптимального варианта обслуживания в сервисной деятельности;
- способностью провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса с учетом конъюнктуры рынка услуг и потребительского спроса;
– способностью анализировать процесс сервиса как объект удовлетворения запросов потребителей в современном социально-культурном сервисе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину "Экономика сферы услуг"
1.1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Лекции 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Практические 1 4 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Сам. работа 1 16 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности Практические 1 8 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.5. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности Сам. работа 1 14 ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Рынок сферы услуг. проблемы и перспективы
2.1. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Лекции 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.2. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Практические 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Сам. работа 1 16 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.4. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Лекции 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.5. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Практические 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.6. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Сам. работа 1 16 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.7. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Практические 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.8. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Лекции 1 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.9. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Сам. работа 1 20 ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шадрина Г.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экономический анализ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Экономика сферы услуг»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Экономика сферы ус луг» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Экономика сферы услуг» на темы: «Роль и значение сферы услуг в России: современное состояние, проблемы», «Роль, значение и проблемы сферы услуг в экономике страны, региона», «Состояние сферы услуг и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)». В эссе используются статьи актуальные по данной тематике российских авторов («Сервис», «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др.). Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Экономика сферы услуг»), который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Экономика сферы услуг» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Экономика сферы услуг» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 27 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика сферы услуг» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Экономика сферы услуг» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Экономика сферы услуг»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.