МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Русский язык в современном мире являются:
• характеристика современной языковой ситуации в мире, основных факторов и тенденций ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий;
• характеристика современного русского языка с точки зрения его статуса в современном мире;
• задача курса: всестороннее рассмотрение русского языка в современном мире как феномена главной национальной идеи России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.получить знания о современной языковой ситуации в мире, основных факторах и тенденциях ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь определить место русского языка в системе ценностей культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методикой социолингвистического исследования русского языка как языка международного общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Русский язык – главная «национальная идея»
1.1. Место России в современном мире. «Мягкая сила» во внешней политике России. Лекции 7 22 ОПК-9
1.2. Реферирование Сам. работа 7 20 Л1.1
Раздел 2. Лингвистическая карта мира и место русского языка
2.1. Русский язык как язык межнационального общения СССР. Этносы и языки стран бывшего СССР. Западная этнокультурная зона. Страны Балтии: языковой барьер. Практические 7 16 ОПК-9, ПК-18
2.2. Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации. Восточная этнокультурная зона. Монголия: как остановить англоязычное влияние. Китай: методология преподавания русского языка: форма и содержание. Сам. работа 7 25
Раздел 3. Перспективы функционирования русского языка в мировом пространстве
3.1. Формирование Русского мира: смыслы и ценности. Старый Русский мир; Новый Русский мир. Практические 7 14 ОПК-9, ПК-18
3.2. Российское культурное пространство. Русский язык и соотечественники за рубежом. Сам. работа 7 20 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л1.2 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ошорова А.Л. Страноведение России : учебное пособие Москва, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Языкознание. Русский язык как язык межнационального общения СССР. genling.ru
Э2 Языкознание. Место русского языка среди других языков мира. genling.ru
Э3 Языки стран СНГ и Балтии. nowitex.ru
Э4 Население и общество. Русский язык на постсоветских пространствах demoscope.ru
Э5 Население и общество. Нужно ли образование на русском языке? demoscope.ru
Э6 Аналитическое обозрение. Русский вопрос на Украине и проблема украинской диаспоры в России. www.pravoslavie.ru
Э7 Русский язык в Монголии. ru.mapryal.org
Э8 Фонд Русский мир. Русский язык в Китае. www.russkiymir.ru
Э9 Журнал «Русский язык за рубежом». Рубрика «Соотечественники за рубежом» Русский язык и соотечественники за рубежом. www.russianedu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается экзаменом, который проводится в письменной форме. В течение семестра студенты выполняют письменные задания и пишут реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена, чтобы быть допущенным к прохождению аттестации по курсу.
Оценка письменного ответа на экзамене:
1. Полнота и правильность ответа
2. Степень осознанности и понимания изученного материала
3. Языковое оформление ответа
Шкала оценивания - Показатели
5 («отлично»)- Материал изложен полно, даны правильные определения основных понятий;
Обнаружено понимание материала, студент обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит примеры не только из учебника, но и самостоятельно сформулированные;
Материал изложен последовательно и грамотно с точки зрения норм литературного языка
4 («хорошо»)- Ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки 5 («отлично»), но студент допускает 1-2 ошибки, которые способен исправить, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала
3 («удовлетворительно»)- Студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1. материал изложен неполно, допущены неточности в определении понятий или в формулировках правил; 2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и приводить примеры; 3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении ответа
2 («неудовлетворительно»)- Студент обнаруживает незнание большей части ответа соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, непоследовательно и неуверенно излагает материал