МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством услуг в сервисе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством услуг в сервисе

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.04.01 Сервис (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 835

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать будущим менеджерам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качест-вом услуг организаций гостиничного сервиса путем создания системы ме-неджмента качества, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организации на потребительском рынке услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 готовностью к деятельности по повышению качества обслуживания, формированию клиентурных отношений
ПК-9 готовностью к оценке и контролю качества процессов сервиса, услуг и работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Научные основы управления персоналом организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и оценивать качество и результативность труда. Разрабатывать о обосновывать на практике предложения по развитию системы качества организации,принимая управленческие решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными методами стратегического и тактического управления качеством, навыками анализа и оценки качества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Качество услуг как объект управления
1.1. Качество услуг как объект управления Лекции 1 4 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Качество услуг как объект управления Практические 1 4 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Методы квалиметрии, используемые для оцен-ки уровня качества Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. 2. Возникновение и развитие теории управления качеством
2.1. Возникновение и развитие теории управления качеством Лекции 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.2. Возникновение и развитие теории управления качеством Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.3. Качество и конкурентоспособность организаций и услуг Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. 3. Управление качеством на основе стандартов ИСО
3.1. Управление качеством на основе стандартов ИСО Практические 1 4 Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Методы оценки удов-летворенности потреби-телей качеством услуг и качеством обслуживания Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. 4. Методологические основы управления качеством
4.1. Методологические основы управления качеством Практические 1 2 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.2. Инструменты и приемы, используемые в области качества Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. 5. Сертификация и стандартизация в управлении качеством
5.1. Сертификация и стандартизация в управлении качеством Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.2. Система менеджмента качества в соответствии с международными стан-дартами ИСО 9000:2000 Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. 6. Методологические особенности менеджмента качества в индустрии гостеприимства
6.1. Методологические особенности менеджмента качества в индустрии гостеприимства Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.2. Базовые концепции всеобщего управления качеством (TQM) Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. 7. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена используемая для анализа и оценки восприятия потребителем получаемого обслуживания
7.1. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена используемая для анализа и оценки восприятия потребителем получаемого обслуживания Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. 8. Менеджмент качества обслуживания на основе структурирования функции качества
8.1. Менеджмент качества обслуживания на основе структурирования функции качества Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. 9. Внедрение в сферу туризма международных стандартов ИСО 9000
9.1. Внедрение в сферу туризма международных стандартов ИСО 9000. Изучение дополнительной литературы, подготовка к зачету. Сам. работа 1 8 Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте эволюцию понятия «качество».
2. Дайте определения терминам «качество», «требование», «градация», «возможности», «удовлетворенность потребителей».
3. В чем заключается различие понятий «полезность» и «качество»?
4. Дайте определение термину «услуга» и назовите ее основные свойства.
5. В чем суть понятий «туристский продукт» и «гос­тиничный продукт»?
6. В чем заключается специфика туристского продукта?
7. Назовите потребительские свойства, характеризующие качество туристского продукта
8. Дайте определение термину «качество услуги». Какие составляющие включает это понятие?
9. Какие составляющие включает понятие «качество услуг»?
10. Дайте определения терминам «качество исполнения услуг» и «качество обслуживания».
11. Какие факторы влияют на качество туристского обслуживания?
12. Что такое материально-техническая база туризма?
13. Какую роль играет контроль формирования, продвижения и реализации туров?
14. Охарактеризуйте понятие «безопасность туризма».
15. Назовите факторы риска в туризме.
16. Дайте характеристику типам и категориям качества услуг.
17. Какие требования предъявляют к гостинице с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья гостей, сохранности их имущества?
18. Как понимают качество услуг и обслуживания руководство предприятия, персонал и клиент?
19. Назовите эволюционные этапы отношения к качеству на предприятиях.
20. Приведите иерархию человеческих потребностей, сформулированную Маслоу.
21. Что понимают под управлением качеством обслуживания?
22. Дайте определения терминам «внутреннее», «материальное», «нематериальное», «психологическое» качество.
23. Дайте расширенное толкование термину «гостеприимство».
24. Назовите основные службы гостиничных предприятий?
25. Какие функции выполняет персонал служб приема и эксплуатации номерного фонда?
26. Какими особенностями обладают гостиничные услуги?
27. Назовите структурные компоненты процесса гостиничного обслуживания, воспринимаемые гостем.
28. В чем заключаются сущность иерархии потребностей по Маслоу?
29. В чем различие Правил предоставления гостиничных услуг в РФ и Порядка проживания в гостинице?
30. Что такое производственная санитария?
31. Сформулируйте комплекс дополнительных услуг, необходимый для гостиниц различного функционального назначения (туристско-экскурсионного, туристско-спортивного, делового, курортного).
32. Какие требования предъявляются к внешнему виду обслуживающего персонала в индустрии гостеприимства?
33. Какие возможности дает гостинице, использующей типологию элементов обслуживания Кедотта–Терджена? Какие элементы обслуживания включаются в карту качества обслуживания?
34. Какие функции выполняет современный ресторан?
35. В чем суть организации обслуживания рестораном в номерах гостиницы?
36. Как организуются услуги мини-бара?
37. Какие типы предприятий питания получили наибольшее распространение в международной туристской практике?
38. Дайте расширенное толкование термину «культура обслуживания».
39. Дайте расширенное толкование термину «корпоративная культура».
40. Назовите важнейшие элементы корпоративной культуры.
41. В чем проявляется культура труда?
42. Из каких аспектов состоит обобщенный показатель культуры сервиса?
43. Назовите известные вам методики (способы) оценки уровня культуры сервиса.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Основные этапы истории развития теории качества. Премии по качеству.
2. Параметры качества туристской услуги.
3. Характеристика качества обслуживания на примере турагенства.
4. Отечественный опыт управления качеством.
5. Факторы определяющие качество туристской услуги.
6. Этапы процесса контроля качества услуг в туризме и гостеприимстве.
7. Зарубежный опыт управления качеством: опыт управления качеством (на примере США, Японии, стран Европы).
8. Цели, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности.
9. Характеристика областей (мест) проверки качества в туристских и гостиничных предприятиях.
10. Сущность менеджмента качества в туризме.
11. Нормативно-правовая база в сфере туризма как гарантия качества туристского обслуживания.
12. Механизм формирования восприятия туристом получаемого обслуживания.
13. Качество, его показатели и методы определения.
14. Регулирование туристской деятельности в РФ.
15.Механизм восприятия и оценки качества, получаемого туристом обслуживания.
16. Уровень качества продукции и услуг: сущность, направления, виды, показатели, значение.
17. Цели, задачи и объекты лицензирования в РФ.
18. Природа различий между ожидаемым и фактически полученным обслуживанием в туризме и гостеприимстве.
19. Унификация продукции и услуг: сущность, направления, виды, показатели, значение.
20. Нормативная база лицензирования туристской деятельности.
21. Роль стандартизации в обеспечении и управлении качеством в туризме.
22. Комплексная стандартизация: сущность, задачи, принципы, программы.
23. Лицензирование туристской деятельности в РФ.
24. Системы качества в туризме.
25. Суть сертификации продукции и систем качества.
26. Актуальность разделения понятий качество у поставщика (исполнителя) и качество у потребителя для сферы обслуживания.
27. Государственная защита прав потребителей.
28. Этапы разработки документов системы качества.
29. Определение понятий восприятие, чувственный образ, ощущение для понятия качества обслуживания. Оценка качества обслуживания.
30. Суть обязательной и добровольной сертификации в туризме.
31. Использование «петли качества» на предприятиях туризма.
32. Характеристика качества обслуживания (на примере гостиницы).
33. Содержание базисных преобразований корпоративной культуры, необходимых для перехода к менеджменту всеобщего качества.
34. Сертификация продукции и услуг: понятие, цели, принципы, виды, значение.
35. Проектирование туристского продукта как элемент системы качества.
36. Основные направления стимулирования мотивационного механизма менеджмента всеобщего качества.
37. Основные элементы системы качества ИСО 9000.
38. Основные тенденции в проектирование туристских и гостиничных услуг.
39. Состав и предметное содержание фаз непрерывного цикла обучения персонала при переходе к менеджменту всеобщего качества.
40. Управление качеством в ИСО 9000. Концептуальные проблемы стандартов ИСО 9000.
41. Нормативно-регулирующие и юридические аспекты проектирования услуги в туризме.
42. Цель централизованной программы поэтапного снижения уровня несоответствий в туризме и гостеприимстве.
43. Суть процесса сертификации предприятия по стандартам ИСО 9000.
44. Функция управления качеством на туристском предприятии.
45. Средства измерения качества в туризме.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агарков А.П. Управление качеством: учебное пособие (ЭБС "Лань") "Дашков и К", 2010
Л1.2 Л. А. Астанина Управление качеством: учеб.-метод. материалы к курсу Новосибирск, 2011
Л1.3 Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством: Учебник М.: Дашков и К // ЭБС "ONLINE", 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: практикум: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л2.2 Герасимов, Б. И Управление качеством: учеб. пособие М. : КНОРУС, , 2007
Л2.3 В. М. Мишин Управление качеством: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.4 В. А. Никитин. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000: Политика. Оценка. Формирование. Ресурсы: СПб. : Питер, 2002
Л2.5 Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов: [пер. с англ.] М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
Л2.6 Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность: СПб.: Питер, 2004.
Л2.7 Л. А. Астанина Управление качеством: учеб. -метод. материалы к курсу Новосибирск, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.davidovrestaurant.ru/.
Э2 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hotres.ru/.
Э3 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.roccofortecollection.com/.
Э4 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.thehotelastoria.com/
Э5 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.tqm.spb.ru/
Э6 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.tqm.spb.ru
Э7 Курсв Moodle "Управление качеством услуг в сервисе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/практических занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования..
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.
4.2.2 Организация самостоятельной работы
Каждый человек имеет индивидуальные особенности запоминания материала. У одних более развита память «зрительная», у других – иные ее виды. Кроме этого, некоторые люди обладают «специальными» видами памяти: на числа, на слова, на цвета, на мелодии и т.п. Чтобы продуктивно использовать ваши индивидуальные особенности, постарайтесь понять, какой вид памяти для вас является доминирующим, и сделайте акцент на соответствующий вид самостоятельной работы. Однако, независимо от вида доминирующей памяти, основные условия хорошего запоминания таковы:
1. Живость восприятия. Это значит, что вы должны хорошо представлять, о чем идет речь. Лучше запомнится материал, который был представлен в форме презентации. Лучше, если к каждому изученному тезису или положению вы сами подберете пример: вспомнив его, вы восстановите в памяти и сам тезис.
2. Ассоциативность. Воспроизведение (вспоминание) управляется законом ассоциации, следовательно, рекомендуется мысленно составлять эти ассоциативные образы. К примеру, изучение туристской номенклатуры может ассоциироваться с местами отдыха. Для создания ассоциации постарайтесь также зрительно вспомнить страницу книги, восстановить в памяти картинку, если она присутствовала на странице, и т.д. – это поможет вам вспомнить прочитанный текст.
3. Внимание. Как известно, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание (когда вы воспринимаете и запоминаете материал независимо от того, хотите этого или нет) может длиться всего несколько минут, и поэтому во время аудиторного занятия оно поддерживается преподавателем с помощью специальных методик. Занимаясь самостоятельно, вы можете использовать исключительно произвольное внимание, т. е. вынуждены делать усилие, чтобы прочитать, запомнить, понять и т.д. Однако без выработки навыков непроизвольного внимания успех невозможен.
4. Закон повторения. Материал необходимо освежать в памяти, причем, чем более длительным является период повторения, тем более продуктивным бывает обучение. Это правило выразилось даже в поговорке: «Повторенье – мать ученья».
Работа с литературой
По каждой дисциплине издано значительное количество литературы, которая отличается не только по объему, но и по качеству. Чтобы вы могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены основные и дополнительные источники литературы. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются практические задания и экзаменационные билеты.
Вы должны понимать, что даже самый объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, который существует по данной дисциплине. В учебнике, во-первых, приводятся и объясняются основные понятия и факты, причем их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в науке; во-вторых, обращается внимание на дискуссионные вопросы, что позволит вам изучить проблему по другим источникам и сформировать собственную точку зрения. Нередко в учебниках приводятся мнения и аргументация других ученых по какой-либо проблеме, что призвано содействовать углублению ваших знаний.
Кроме основных литературных источников, вы самостоятельно можете использовать дополнительную литература и интернет ресурсы, что особо актуально для заочников.
Независимо от вида литературы, работа с ней должна происходить в течение всего семестра, равномерно распределяясь по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.
При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Не забудьте отметить сложные и не понятные вам места, чтобы на консультации задать вопрос преподавателю.
Один из лучших способов закрепления материала – попытаться объяснить тему кому-либо, например, вашему однокурснику. В этом случае вы почувствуете, какие пробелы имеете в знании данного вопроса. Кроме этого, при работе с учебником вы можете составить несколько десятков сложных тестовых заданий, которые можете использовать на практических занятиях
Работа с конспектами лекций
«Лекция» (от лат. «lectio» - чтение) представляет собой систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.
В курсе «Риски в туризме» на лекции отводится 8 часов учебного времени. Преподаватель передает вам не просто знания (для этого, согласитесь, можно просто распечатать и раздать вам текст его лекций), - он передает свое мировоззрение, свой научный подход. Слушая лекции разных преподавателей, вы находитесь под влиянием различных мировоззренческих подходов и разных научных школ, и ваше образование становится многогранным, гармоничным. Поэтому именно непосредственный контакт студента и преподавателя формирует личность будущего специалиста.
Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.
1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.
2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
3.«Проблемная» лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Это более сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.
4.Ллекция-дискуссия(разновидность «проблемной» лекции) студенты одновременно должны следить и за мыслью преподавателя, и участвовать в диалоге, в который сознательно вовлекаются лектором, и успевать делать записи. Наиболее распространенная ошибка в этом случае - прекращение конспектирования. Если такое произошло, сразу после лекции восстановите в памяти ее содержание и обязательно сделайте записи (в учебнике эту тему в «проблемном» варианте вы не найдете). Такой вид лекции стимулирует ваши мыслительные способности, ориентирует на правильное конспектирование и отучает от записи «под диктовку».
5. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает ваши знания на более высокий, методологический, уровень.
6. Установочные (характерны для заочного обучения в качестве введения в дисциплину).
Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст).
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.
Написание реферата
Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается откурсовой и дипломной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.
Написание реферата (доклада) начинается с выбора темы и подбора литературы. В библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, который всегда поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:
- если вам необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;
- если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;
- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;
- в настоящее время библиотеки предоставляют платные услуги для составления списка литературы по требуемой тематике, однако откажитесь от соблазна воспользоваться этим, пока не освоите методику поиска литературы самостоятельно;
- не забывайте про ресурсы интернета, очень удобно пользоваться информационно-справочной системой библиотеки АлтГУ..
Для правильного написания реферата, курсовой работ и их оформления изданы специальные методические рекомендации, которые вы можете найти в библиотеке университете или на сайте аsu.ru. Несмотря на это, в студенческих работах присутствуют повторяющиеся ошибки, во избежание которых
Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
• краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
• сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
• замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
1. титульный лист,
2. содержание,
3. введение,
4. основную часть,
5. заключение,
6. литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
• интереса студента к конкретной разделу экологии;
• возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.
При написании курсовой работы каждый студент закрепляется за преподавателем - научным руководителем, а также получает индивидуальные консультации, которые проводятся, как правило, раз в неделю.
Подготовка к контролю знаний
Организация текущей аттестации проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке реферата по тематике дисциплины, а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Студенты должны на основе рекомендованной литературы подготовиться по соответствующим темам и ответить на вопросы тестов. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях.
Организация итоговой аттестации осуществляется в форме экзамена, на котором проверяются знания основных вопросов (тематика дисциплины);
Оценка «отлично» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.
Оценка «хорошо», если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах.
Оценка «удовлетворительно» в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, но ответы содержат несу¬щественные ошибки и неточности, при ответах рекомендованная литература использована недостаточно.
Оценка «неудовлетворительно», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы