Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются: развитие мировоззрения, культурного кругозора и духовного потенциала у иностранных студентов; соединение теоретических знаний о феномене русской культуры с конкретно-историческими аспектами изучения культуры, а также понимание национального своеобразия и его места в системе мировой культуры, дополняющее и обогащающее их профессиональное образование. Задачи курса: - ознакомить студентов с наиболее важными явлениями русской культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их культурного уровня; - рассмотреть основные подходы к определению места культуры России в мировом сообществе; - способствовать развитию у студентов творческого мышления, умению анализировать культурные события и факты; - сформировать у студентов потребность познания русской культуры во всех сферах творческой и общественной жизни русского народа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации |
ПК-11 | готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - влияние культуры на способы интеллектуального, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, повышения своего культурного уровня - влияние знания культуры на способы достижения целей и критического переосмысления накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта - способы обобщения, анализа, восприятия информации о культуре различных народов РФ, постановки цели освоения и использования потенциала культуры и выбору путей ее достижения - основные формы культуры, способы их применения при подходе к культуре и обычаям народов, проживающих в РФ - сущность и значение информации о процессах в сфере культуры и их роль в развитии современного информационного общества - способы и средства получения, хранения, переработки информации о событиях культурной жизни России, стран ближнего и дальнего зарубежья |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - логически верно, аргументировано и ясно, в соответствии с общекультурными нормами строить устную и письменную речь - выстраивать отношения человека с человеком, человека с обществом с учетом социальной политики государства в области культуры - воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям - критически оценить свои достоинства и недостатки в соответствии с общепринятыми социальными и культурными нормами, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - сформировавшимся представлением о ценностях культуры в связи со способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию - способностью к достижению культурно значимых целей и критическому переосмыслению накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта - культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в соответствии со сформированными представлениями о культурных основах различных стран и народов - готовностью к восприятию культуры и обычаев народов и национальностей, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии - способностью понимать сущность и значение информации об историческом развитии и современном состоянии культуры в развитии современного информационного общества - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, ее использования при анализе процессов культурной жизни |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История России: начало; Древняя Русь, Образование Московского государства, Правление Ивана Грозного, Смутное время, | ||||||
1.1. | Лекции | 3 | 6 | Л1.2, Л1.1 | ||
Раздел 2. Древнерусская культура и литература IX-XIII вв. | ||||||
2.1. | Лекции | 3 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1 | ||
2.2. | Практические | 3 | 6 | ОПК-2 | ||
Раздел 3. Обряды, быт и традиции Древней Руси; архитектура Древней Руси; русский народный костюм | ||||||
3.1. | Практические | 3 | 6 | ОПК-2 | Л2.5, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 4. Культура России XVIII в. | ||||||
4.1. | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л2.3 | ||
Раздел 5. Европеизация и самобытность русской культуры в нач. XVIIIв.; идеи просвещения в культуре России; Отечественная война 1812г. в художественной культуре России. | ||||||
5.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.5, Л2.3 | ||
5.2. | Архитектура и скульптура XIXв. Музыкальная культура России XIX – н. ХXв. | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-2, ПК-11 | Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Российская культура в советский период развития | ||||||
6.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.3 | ||
Раздел 7. Русская культура конца XX в. | ||||||
7.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.3 | ||
7.2. | Литература «серебряного века" Кино в 1917-1941 гᴦ.: рассказ о фильме Культура советской России: советская литература | Сам. работа | 3 | 15 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине имеется в Приложениях. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине имеется в Приложениях. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в Приложениях. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Никитина А.В. | Русская традиционная культура: Учебное пособие | ФЛИНТА, 2013 | ЭБС "Лань" |
Л1.2 | Вишняков С.А. | Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие | ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 | ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др. ; под ред. Л. В. Кошман | История русской культуры, : Учеб. пособ | М. : Дрофа, , 2002 | |
Л2.2 | Соколов Ю.М. | Русский фольклор: | М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Токарева Н.Д. | Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие | "Феникс+", 2004 | ЭБС «Университетская библиотека online» |
Л2.4 | Аникин В.П. | Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
Л2.5 | Капица Ф.С. | Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник: | ЭБС «Лань», 2009, 2009 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ | www.givc.ru | ||
Э2 | Портал Культура России | http://infoculture. rst.ru | ||
Э3 | .Интернет-версия журнала «Наше наследие» | nasledie-rus.ru | ||
Э4 | НИЦ Информкультура | http://infoculture. rst.ru | ||
Э5 | Русское православие | www.ortho-rus.ru | ||
Э6 | сайт электронного журнала «Мир истории: российский электронный журнал» | www.historia.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Содержание дисциплины Тема 1. Русская культура в истории и современной жизни. 1. Роль и значение культуры в истории России. Культура как продукт и способ деятельности человека. Эволюция представлений о культуре. Культура – основа становления и развития личности. Сущность, виды и функции культуры. Структура культуры. Деление ее по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, теоретическая, художественная). Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура. Культура межличностных отношений и культура общения. 2. Искусство в системе культуры. Народное и профессиональное искусство. Специфика национального искусства. Элитарное и массовое искусство. Виды искусства. Место и роль искусства в духовном формировании личности. Тема 2. Древнерусская культура IX-XIII вв. 1. Культура дохристианского периода. Дохристианский период культуры Древней Руси. Нравы, обычаи, традиции и обряды в культуре языческой Руси. Культура христианского периода. Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель. 2. Развитие древнерусской литературы. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание. Повесть временных лет. Слово о полку Игореве. Сказание о житии Александра Невского и др. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Архитектура и живопись. Тема 3. Русская культура средних веков (XIVXVII вв.). 1.Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках. Церковь и государство. Проблема модернизации московского общества. Роль монастырей как центров русской духовной культуры. Литература. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Книгопечатание. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. 2. Церковь и государство в период абсолютизма. Церковные реформы. Структурные изменения в духовной жизни общества. Тема 4. Культура России XVIII в. 1. Культурные преобразования XVIII в. Век Просвещения. Общая характеристика культурной политики Петра I. Значение и итоги петровской европеизации. «Реформа веселья» как составная часть культурной политики. Институт скоморошества, его ритуальные функции. Причины переориентации на сословное образование. Домашнее и церковно- приходское образование. Роль университетского образования в системе русской культуры. Наука как область культуры Нового времени. Литература и искусство. Личность М.В. Ломоносова. Разделение русского народа на два субэтноса – «русских туземцев» и «русских европейцев». 2. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры. Роль французского просвещения и русская общественная мысль. «Наказ» Екатерины II как культурная программа Тема 5. Российская культура XIX- начало XX вв.. 1. Место и значение русской философии XIX в. Славянофилы и западники. Система воспитания и образования. Влияние Отечественной войны 1812 года на ситуацию в стране. Позиции государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры Нового времени. 2. «Серебряный век» русского искусства». Культурная атмосфера конца XIX –н. XX вв. Философско- теоретическая основа культуры «Серебряного века». Социокультурная ситуация в России на рубеже XIX-XX веков. Русский модернизм и его представители. Символизм, акмеизм, русский авангард, абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм. Тема 6. Российская культура в советский период развития Революционные процессы в российской культуре и феномен «советской культуры»: культурная политика в СССР, противоречия советской культуры и повседневности, эволюция культурных идеалов. Тема 7. Русская культура в ХХI в. Культурные процессы постсоветского общества в России и русская культура в системе ценностей третьего тысячелетия. Дополнительная литература: 1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004. 2. Батюк Л.И. История культуры в годы Великой Отечественной войны. М., 2007. 3 Багновская Н.М. Основы культурологии: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. 4. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013. // режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796 4. История русской культуры IX - начала XXI века: Учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева и др.; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. // режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=360222 5. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086. 6. Многомерность повседневной культуры России XX века: кризис и инверсии полиэтнического города [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. профессоров Н.И. Ворониной, И.Л. Сиротиной. - Саранск, 2009. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=4215396 7. Аверьянова Г.И. Жизнь и быт российского общества в ХVIII веке [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверьянова Г.И., Фирсова О.Г., Платонова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29296. 8. Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Плужникова Н.Н., Щеглова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. // Электронная библиотека ВлГУ, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950. |