МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Семиотика мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ –
Цели освоения дисциплины «Семиотика мировой культуры» заключаются в том, чтобы дать студентам представление об семиотике как о наддисциплинарной методологии гуманитарного исследования; дисциплине, связывающей различные разделы гуманитарных, точных и естественнонаучных знаний через представление о знаковом характере изучаемых процессов.

Задачи дисциплины:
- Ознакомление студентов с наиболее значимыми теориями семиотического круга, предложенными в последние десятилетия, а также с наиболее важными приложениями семиотических подходов к анализу коммуникации и мышления.
- Раскрытие семиотических аналогий между деятельностью и лингвистикой, показ их продуктивности и их границ; определение места семиотических понятий в анализе процессов формообразования.
- Обеспечение понимания студентами социально-культурных, семиотических, политических, экономических и психологических механизмов формирования решений, умения управлять ими;
- Развитие творческого отношения к знаковой стороне многообразных реалий,
- Способствование формированию профессионального самоопределения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-4 владением навыками участия в работе научных коллективов, проводящих филологические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные термины, понятия и категории семиотики, иметь представление об обсуждаемых в курсе концепциях;
- основные характеристики текстов культуры как мультимодальных семиотических произведений,
- принципы и тенденции современного анализа знаковых систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать понятийный аппарат семиотики в сопредельных областях гуманитарного знания.
- самостоятельно исследовать семиотические (знаковые) системы;
- характеризовать особенности различных семиотических систем, определять их типологию;
- использовать свои знания в образовательном процессе, на практике в школах и других культурно-образовательных учреждениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами семиотического анализа явлений культуры;
- методами и способами использования семиотических знаний в профессиональной деятельности. - профессиональными навыками представления творческой идеи, её интерпретации и популяризации, навыками передачи творческого опыта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика как наука о знаковых системах
1.1. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Практические 2 2
Раздел 2. Предмет семиотики культуры
2.1. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
2.2. Практические 2 2
Раздел 3. Теория знака
3.1. Практические 2 2
Раздел 4. Основные типы знаковых систем культуры
4.1. Практические 2 4
Раздел 5. Семиотический анализ ключевых текстов мировой культуры
5.1. Практические 2 4
5.2. Сам. работа 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине находится в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 О. А. Алимушкина Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства : СПб.: Гуманит. аген-во Акад. проект, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ: Искусство – СПБ, 2000. vk.com
Э2 Махлина С. Т. Лекции по семиотике культуры и лингвистике. СПб.: СПбКО, 2010. www.google.ru
Э3 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. royallib.com
Э4 Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 37–89. www.bim-bad.ru
Э5 Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265?278. www.twirpx.com
Э6 Успенский Б. А. История и семиотика // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 9?70. www.gumer.info
Э7 Успенский Б. А (в соавторстве с Ю. М. Лотманом). Миф ? имя ? культура // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 433?459. www.gumer.info
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Современные образовательные технологии, использующиеся в рамках данной учебной дисциплины, предъявляют особые требования к самостоятельной работе. Для успешного освоения курса требуются сформированные навыки работы с научной литературой.
При подготовке выступления необходимо обратить особое внимание на современную пе-риодику (научные журналы), в том числе на иностранных языках; соблюдать научный стиль изложения с опорой на современные научные подходы, концепции и теории.

Лекция: Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мыс-ли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначение вопросов, терминов, материала, которые вызывают трудности, поиск ответов в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.

Практические занятия: Конспектирование рекомендуемых источников. Работа с конспектом лекций, под-готовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме.

Выполнение заданий: Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. Творческое отношение к работе: богатство интерпретации анализируемого содержания, высокий уровень графического исполнения.

Проблемная дискуссия: Работа с конспектом лекций, выполнение задания по КР, способность раскрыть её содержание, подготовка ответов к контрольным вопросам.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, обсуждение вопросов и выполнение заданий на практических занятиях.