Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель: Целью дисциплины является формирование и закрепление речевых и языковых навыков и умений, необходимых для подготовки и проведения наиболее точного языкового и стилистического анализа текстов различных жанров в ситуации трансграничья. Задачи: Рассмотрение функционирования языковых реалий как отражение языкового сознания жителей трансграничного региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности и специфику языковых реалий трансграничья |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определять структурные особенности текстов Анализировать лексический состав |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методикой анализа текстов различных жанров с точки зрения использования в них языковых реалий трансграничного региона |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Языковая уникальность трансграничного региона | ||||||
1.1. | Лекции | 3 | 2 | Л1.3, Л2.2 | ||
1.2. | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | ||
Раздел 2. Общая характеристика языковых реалий трансграничья | ||||||
2.1. | Практические | 3 | 6 | Л1.1 | ||
2.2. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1 | ||
Раздел 3. Культура и традиции: особенность языковых реалий | ||||||
3.1. | Практические | 3 | 6 | Л1.2 | ||
3.2. | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.1 | ||
Раздел 4. Специфика языковых реалий в ономастике трансграничья | ||||||
4.1. | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Список вопросов к зачету 1. Предмет и задачи курса. 2. Понятие языковых реалий. 3. Виды языковых реалий. 4. Соотнесение понятий «реалия» и «термин». 5. Этнокультурная лексика региона. 6. Роль варваризмов в создании местного колорита. 7. Понятия безэквивалентной и экзотической лексики. 8. Языковые реалии в названиях праздников. 9. Языковые реалии в названиях местных блюд. 10. Языковые реалии в названиях предметов быта. 11. Названия произведений литературы как языковые реалии. 12. Топонимика трансграничья как совокупность специфичных языковых реалий. 13. Специфичность урбонимов г. Барнаула как языковых реалий трансграничья. 14. Языковые реалии в системе антропонимов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.М. Дмитриева | Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.1. Западная Сибирь : | Барнаул, 2005 | |
Л1.2 | Л.М. Дмитриева | Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.2. Западная Сибирь : | Барнаул, 2005 | |
Л1.3 | Дмитриева Л.М., Гончаров Ю.М., | Русский язык в межрегиональном культурном пространстве: упражнения, тексты, комментарии. Учебное пособие для вузов и школ Западной Монголии: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л.М. Дмитриева | Ойконимический словарь Алтая : | Барнаул, 2001 | |
Л2.2 | Дмитриева Л.М. | Региональная лингвоментальность: сохранение духовности// Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой: статья | Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Языковые реалии | study-english.info | ||
Э2 | Привороцкая Т. В., Волкова Ю. С. Языковые реалии как отражение национально-культурной специфики на материале рассказа Лу Синя «Лекарство» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1434-1437. | moluch.ru | ||
Э3 | Филиппова О.В. Языковые реалии как вербальное выражение специфических черт национальных культур [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2009. № 1. С. 196-201. | www.gramota.net | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Аттестация по дисциплине проходит в форме зачета. Для получения зачета необходимо работать на практических занятиях, подготовить реферат/презентацию по одной из указанных тем, ответить на теоретический вопрос. |