МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сравнительный анализ политических систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Сравнительный анализ политических систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Сравнительный анализ политических систем" является расширение представления студентов о политических системах на основе знаний о правовых основах их базовых институтов, особенностях различных моделей политических систем и критериев их классификации, что должно способствовать самостоятельному анализу политико-правовых явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-1 владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные переменные и модели политических систем в истории и современном политическом процессе, универсальные типы, критерии стабильности и эффективности политических систем, особенности переходных политических систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические знания и правовые источники для оценки и сравнения различных моделей политических систем, условий их модернизации, анализировать показатели стабильности и эффективности политических систем, их рейтинги в многомерных классификациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования политических систем, анализа структуры основных политических институтов в зависимости от закрепленной модели политической системы, навыками обработки и анализа информации о стабильности и эффективности политических систем, их рейтинга в многомерных классификациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политические системы: история и современность
1.1. Понятие политической системы. Лекции 2 8 ОПК-9, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Типология политических систем. Сам. работа 2 12 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.3. Универсальные типы политических систем Сам. работа 2 12 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.4. Полиические системы в условиях модернизации Практические 2 4 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.5. Критерии стабильности и эффективности политических систем. Сам. работа 2 12 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.6. Опыт классификации политических систем Практические 2 8 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.7. Политическая система России в многомерных классификациях Сам. работа 2 12 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.8. Переходные модели политических систем Практические 2 4 ОПК-9, ПК-1 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Гаджиев К.С. Сравнительная политология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Михайлова О.В. Сравнительная политология: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Политология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/ACB93888-7217-4AA2-8923-634500FF5E53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Избирательная комиссия Алтайского края www.altai-terr.izbirkom.ru
Э2 Информационно-правовые системы: «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/), «Гарант» (http://www.garant.ru/), «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/).
Э3 сайт Администрации Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/;
Э4 сайт Центральной избирательной комиссии РФ // http://www.cikrf.ru/;
Э5 сайт Правительства РФ // http://www.government.ru/;
Э6 сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru;
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Сравнительный анализ политических систем» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории и практике закрепления различных моделей политических систем, видов основных переменных и возможности их сочетания в рамках одной модели, раскрываются основные характеристики современных политических систем. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Сравнительный анализ политических систем» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению особенностей размичных моделей политических систем, критериям оценки их стабильности и эффективности, особенностям модернизации политических систем и закрепления их переходных моделей.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.