Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ММиИТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | - приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области ГИС-технологий, а также практические навыки по изучению реальных объектов и процессов, их геоинформационного моделирования и принятия решений в природопользовании. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение для решения задач научной и проектно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы использования программных сред для обработки картографических данных; - основные функции программных ГИС-сред; - алгоритмы обработки векторных данных для решения типовых задач; - источники получения пространственных данных и их классификация, их разновидности, идентификационные признаки, качественные характеристики и специфику применения; - алгоритмы обработки векторных данных для решения типовых задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять информационные технологии для решения задач обработки векторных данных, в том числе в области природопользовании; - выполнять оценку качества полученного результата; - интерпретировать полученные результаты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины; - алгоритмами решения базовых (типовых) задач обработки данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в ГИС-технологии | ||||||
1.1. | Геоинформатика: общие вопросы | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.2. | Организация данных в ГИС | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.3. | Специальные приемы обработки векторных данных в задачах природопользования | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.4. | Ввод графической информации в ГИС | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.5. | ГИС как средство для анализа данных и принятия решений | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.6. | Геоинформатика: общие вопросы | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.7. | Организация данных в ГИС | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.8. | ГИС как средство для анализа данных и принятия решений | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.9. | Ввод графической информации в ГИС | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.10. | Специальные приемы обработки векторных данных в задачах природопользования | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.11. | Введение в программный пакет QuantumGis | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.12. | Введение в Quantum GIS. Разработка административной карты Алтайского края. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.13. | Тематическое картографирование: классификации в ГИС. | Практические | 1 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.14. | Технологии картографирования: пространственный анализ векторных данных | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.15. | Геоколирование, технологии картографической привязки, технологии векторизации. | Практические | 1 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.16. | Пространственный анализ в ГИС. Работа с гридами. | Практические | 1 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 | |
1.17. | Пространственный анализ в ГИС. Интерполирование. | Практические | 1 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. Г. Капралов [и др.] ; под ред. В. С. Тикунова | Геоинформатика: учеб. для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Попов С.Ю. | Геоинформационные системы и пространственный анализ данных в науках о лесе: учебное пособие. : Основная | ИЦ "Интермедия", , 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225937 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К.В. Шошина, Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310 |
Л2.2 | К.В. Шошина, Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: учебное пособие | Архангельск: ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | К.В. Шошина; Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование. Ч.1.: учебник | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.4 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ГИС-ассоциация. Официальный сайт. http://www.gisa.ru | |||
Э2 | Инженерно-технологический центр Сканекс. Официальный сайт. http://www.scanex.ru | |||
Э3 | Интернет-журнал «Актуальные агросиситемы». http://agroactual.ru | |||
Э4 | Компания Дата+. Официальный сайт. http://www.dataplus.ru | |||
Э5 | Яровых В.Б., Земчихин А.В. Организация работ по созданию цифровых картографических материалов Независимый консультационный центр «ГеоСфера». http://www.geosphera.ru | |||
Э6 | Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com | |||
Э7 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru | |||
Э8 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books | |||
Э9 | Образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Quantum GIS (free software), Microsoft Excel, Google Earth (free software), Acrobat Reader. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.qgis.org |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |