Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_02_ДПИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «История формирования художественного рынка» являются профессиональная подготовка студентов в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры. Задачи курса: •охарактеризовать основные закономерности художественного процесса; •изучить этапы развития и становления художественного рынка в России; •выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка; •ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики; •раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий; •ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона; •изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры; •научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Историю формирования художественного рынка и особенности современного художественного рынка. - Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края; экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры, социальную и экономическую эффективность культуры. - Современное состояние предпринимательства;виды и экономические механизмы социально-культурных коммерческих структур. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - правильно создавать и анализировать уже имеющуюся информацию о мероприятиях и событиях современной культуры и искусства; - характеризовать художественные произведения как товар; - использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом; - оценивать качество результатов деятельности, принимать нестандартные решения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций в организациях культуры. - Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы). - Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория художественного рынка | ||||||
1.1. | Определение понятия "художественный рынок" | Лекции | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1 |
1.2. | Информационная функция художественного рынка. Стимулирующая и Социокультурная функции художественного рынка. Посредническая функция художественного рынка. Ценообразующая и Регулирующая функции художественного рынка. | Лекции | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Инфраструктра художественного рынка. Особенности мирового художественного рынка. Особенности художественного рынка России. | Лекции | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.4. | Коллекционирование как элемент художественного рынка | Практические | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.5. | Виды современных художественных коллекций | Практические | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.6. | Генезис художественного рынка | Лекции | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.7. | Художественный рынок в Средние века и эпоху Возрождения | Лекции | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Художественный рынок Античности | Практические | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Художественный рынок в Голландии 17 века | Практические | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Становление системы современного художественного рынка в 19-20 вв. | Практические | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.11. | Система художественного рынка в Барнауле | Практические | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Галереи как основной элемент художественного рынка в Барнауле | Лекции | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Современное искусство на мировом художественном рынке. Виды и Жанры современного искуства как объект купли-продажи. | Лекции | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.14. | Особенности изменения советской структуры художественного рынка при переходе на современный этап | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.15. | Ценообразивание на мировом художественном рынке. Аукцион современного искусства. | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Самые дорогие картины и самые продаваемые художники в мире | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Художестенный рынок в Барнауле на примере инфорационных агенств | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Галереи города Барнаула | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Роль искусствоведа в системе современного художестенного рынка | Сам. работа | 10 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.20. | Анализ книги С. Торнтон "Семь дней в искусстве" | Сам. работа | 10 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств в Барнауле | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционнных домов, ярмарок в России | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.23. | Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционных домов в мире | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Анализ выставок в галерях Барнаула | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Эссе на тему: "Если бы у меня была художественная коллекция, там были бы работы..." | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.26. | Анализ постоянной экспозиции ГХМАКа, ГМИЛИКА. | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.27. | Эссе на тему: "Искусствовед в системе современного художественного рынка" | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-3 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. | Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие | Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2013 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Петелин, В.Г. | Основы менеджмента выставочной деятельности : | М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М., Черняева И.В. | Экономика и культура: учебное пособие | Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Черняева, И.В. | Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография | Изд-во АлтГУ , 2013 | elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y |
Л2.3 | Обрист, Х.У. | Краткая история кураторства : | М. : Ад Маргинем Пресс // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Савицкий, С. | Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов : | СПб : Петрополис // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт Российской национальной библиотеки | www.nlr.ru | ||
Э2 | Справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников | Artunion.ru | ||
Э3 | База данных с результатами аукционных торгов и индексами цен на произведения искусства | Guidemayer | ||
Э4 | Арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги | ArtFacts.net | ||
Э5 | Арт-портал, на котором представлены галереи живописи, новостной журнал, база данных с результатами аукционных торгов | ArtNET | ||
Э6 | Арт-галерея Щетиных (г. Барнаул, Алтайского края) | art-22.ru | ||
Э7 | Галерея "Нагорная" (г. Барнаул, Алтайского края) | gallery-nagornaya.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |