МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.;

Рабочая программа дисциплины
Основы прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 228).

составлена на основании учебного плана:
01.03. 02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Л.А. Хворова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Л.А. Хворова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и практических навыков по применению методов анализа временных рядов и прогнозирования результатов организационных социально-экономических систем, развитие способностей по приобретению организационно-управленческие навыков в профессиональной и социальной деятельности, а также способностей составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ПК-9 способностью составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия предметной области, включая сущность, виды прогнозов и временных рядов, базовые методы обработки данных временных рядов, методы нахождения параметров прогностических моделей и оценки результатов моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- представлять и анализировать информацию с использованием информационных технологий, применять на практике методы анализа временных рядов, самостоятельно реализовывать и применять на практике базовые алгоритмы обработки данных временных рядов, контролировать время выполнения и качество выполнения работы, презентовать результаты работы и их интерпретацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- сбора и предварительной подготовки данных временного ряда, применения приемов анализа временного ряда с получением основных характеристик динамики, типа тренда и т.п., самостоятельного планирования и выполнения работы по прогнозированию социально-экономических процессов, презентации (защиты) и интерпретации полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы прогнозирования
1.1. Введение в прогнозирование: основные понятия. Общая постановка задачи прогнозирования. Временной ряд. Тренд, тенденция, прогноз. Прогнозирование по тренду. Этапы прогнозирования. Классификация видов прогнозов. Примеры практического использования методов прогнозирования из области экономики, экологии, демографии. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Анализ временных рядов: специальные показатели (цепные и базисные). Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Статистический анализ данных временного ряда. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Сглаживание данных временного ряда. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.5. Спецификация и идентификация детерминированных трендов временных рядов. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы сглаживания данных временного ряда. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.7. Статистический анализ данных временного ряда. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.8. Спецификация и идентификация детерминированных трендов. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.9. Оценка адекватности модели детерминированного тренда. Получение точечных и интервальных прогнозных оценок. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.10. Введение в прогнозирование: сбор и обработка данных Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.11. Сглаживание данных временных рядов Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.12. Анализ данных временного ряда (статистический аализ, анализ устойчивости) Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.13. Идентификация и спецификация детерминированных трендов Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.14. Оценка адекватности моделей детерминированного тренда. Получение точечных и интервальных прогнозных оценок Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.15. Подходы к оценке адкеватности модели детерминированного тренда временных рядов. Получение точечных и интервальных оценок. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Анализ устойчивости уровня ряда и динамики. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.17. Сбор и обработка данных временных рядов. Действующие интернет-ресурсы, базы статистических данных, данные мониторинга. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.18. Анализ специальных показателей данных временного ряда. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.19. Анализ устойчивости уровней ряда и динамики. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Адаптивное прогнозирование
2.1. Адаптивные модели временных рядов: классификация, принятые допущения, особенности практического применения. Простейшие модели Брауна, Хольта, Бокса-Дженкинса. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Адаптивные модели AR, MA, ARMA, ARIMA. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Применение модели Хольта для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Модель Брауна Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.5. Модель Хольта Практические 4 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.6. Применение модели Брауна для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.7. Применение моделей AR, MA, ARMA для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.8. Модели AR, MA, ARMA. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукашин Ю. П. Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453446
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru
Э2 Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru
Э3 РОССТАТ. Официальный сайт.http://www.gks.ru
Э4 РОССТАТ. Алтайский край. Официальный сайт. http://ak.gks.ru
Э5 Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com
Э6 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э7 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э8 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books
Э9 "Основы прогнозирования" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.