МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения иностранных учащихся профессиональному общению на русском языке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Краева В.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения иностранных учащихся профессиональному общению на русском языке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель
сформировать у иностранных студентов представление об особенностях профессионального общения на русском языке, стилевых и жанровых норм.

Задачи
Познакомить иностранных студентов с особенностями ораторского искусства в профессиональной языковой среде;
Расширить лексико-фразеологический запас иностранных студентов в рамках профессионального общения определённой стилевой и жанровой направленности;
Научить применению полученных знаний в условиях межличностной, межкультурной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
ПК-12 владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Группы лексики русского языка ограниченного употребления, их состав, пути их формирования, особенности языковых норм
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять профессиональную принадлежность лексико-фразеологической группы;
Выявлять соблюдение и нарушение языковых норм в рамках профессионального контекста с учетом стилевой и жанровой характеристики;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть
Навыками применения приемами ораторского искусства с использованием лексико-фразеологического состава стилевой и жанровой направленности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие профессионального общения. Профессиональное общение как подготовка к контактам с социокультурной средой
1.1. Лекции 3 4 Л2.2
Раздел 2. Общенародная лексика русского языка и лексика ограниченного употребления
2.1. Понятие терминологии и профессиональной лексики. Терминология и профессионализмы как основа профессионального общения и языковое содержание обучения Практические 3 8 Л2.2, Л1.2
2.2. Сферы, ситуации общения, социально - коммуникативные роли Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Место фразеологии и паремиологии при обучении иностранных учащихся профессиональному общению на русском языке
3.1. Учебные тексты при профессиональном общении на русском языке, их тематическая и методическая организация Практические 3 6 Л2.2, Л1.1
3.2. Коммуникативная компетенция как профессиональное качество личности Сам. работа 3 34 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу : Учебник СПб. : Златоуст, 2013 - ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239410
Л1.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Культура научной речи. Текст и его редактирование: М.: Флинта, 2008 // ЭБС «Лань», 2012, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ивбуле В.П. Методика обучения профессиональному общению на русском языке в социокультурных условиях Латвии :Юридический профиль Дисс. …канд.пед наук., Москва, 2003. www.dissercat.com
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценивания сообщений/текстов:
• отражение основных концептуальных моментов рассматриваемой проблемы и иллюстрация/аргументация таковых «авторским» фактическим материалом (обязательный критерий);
• свободное владение материалом, устное выступление с опорой на письменный вариант («не чтение») (обязательный критерий);
• пояснение теории исследователя и сопоставление с другими работами по данному вопросу (факультативный критерий);
• составление электронной презентации/иллюстративного материала/наглядных схем и т.п., отражающих концепцию исследования по выбранной проблеме (факультативный критерий)

Критерии оценивания устного ответа на зачете:
• Полнота и правильность ответа .
• Степень осознанности и понимания изученного материала.
• Языковое оформление ответа.
Шкала оценивания Показатели
«зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше
«не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно»