Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Л.А. Хворова
1.1. | формирование теоретических знаний и практических навыков по применению методов анализа временных рядов и прогнозирования результатов организационных социально-экономических систем, развитие способностей по приобретению организационно-управленческие навыков в профессиональной и социальной деятельности, а также способностей составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-8 | способностью приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности |
ПК-9 | способностью составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия предметной области, включая сущность, виды прогнозов и временных рядов, базовые методы обработки данных временных рядов, методы нахождения параметров прогностических моделей и оценки результатов моделирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - представлять и анализировать информацию с использованием информационных технологий, применять на практике методы анализа временных рядов, самостоятельно реализовывать и применять на практике базовые алгоритмы обработки данных временных рядов, контролировать время выполнения и качество выполнения работы, презентовать результаты работы и их интерпретацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - сбора и предварительной подготовки данных временного ряда, применения приемов анализа временного ряда с получением основных характеристик динамики, типа тренда и т.п., самостоятельного планирования и выполнения работы по прогнозированию социально-экономических процессов, презентации (защиты) и интерпретации полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы прогнозирования | ||||||
1.1. | Введение в прогнозирование: основные понятия. Общая постановка задачи прогнозирования. Временной ряд. Тренд, тенденция, прогноз. Прогнозирование по тренду. Этапы прогнозирования. Классификация видов прогнозов. Примеры практического использования методов прогнозирования из области экономики, экологии, демографии. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Анализ временных рядов: специальные показатели (цепные и базисные). | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Статистический анализ данных временного ряда. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Сглаживание данных временного ряда. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Спецификация и идентификация детерминированных трендов временных рядов. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Методы сглаживания данных временного ряда. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Статистический анализ данных временного ряда. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Спецификация и идентификация детерминированных трендов. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Оценка адекватности модели детерминированного тренда. Получение точечных и интервальных прогнозных оценок. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Введение в прогнозирование: сбор и обработка данных | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Сглаживание данных временных рядов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Анализ данных временного ряда (статистический аализ, анализ устойчивости) | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Идентификация и спецификация детерминированных трендов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Оценка адекватности моделей детерминированного тренда. Получение точечных и интервальных прогнозных оценок | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Подходы к оценке адкеватности модели детерминированного тренда временных рядов. Получение точечных и интервальных оценок. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Анализ устойчивости уровня ряда и динамики. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Сбор и обработка данных временных рядов. Действующие интернет-ресурсы, базы статистических данных, данные мониторинга. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Анализ специальных показателей данных временного ряда. | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Анализ устойчивости уровней ряда и динамики. | Практические | 4 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Адаптивное прогнозирование | ||||||
2.1. | Адаптивные модели временных рядов: классификация, принятые допущения, особенности практического применения. Простейшие модели Брауна, Хольта, Бокса-Дженкинса. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Адаптивные модели AR, MA, ARMA, ARIMA. | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Применение модели Хольта для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Модель Брауна | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Модель Хольта | Практические | 4 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Применение модели Брауна для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Применение моделей AR, MA, ARMA для краткосрочного прогноза стоимости активов на фондовом рынке. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Модели AR, MA, ARMA. | Практические | 4 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лукашин Ю. П. | Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. | Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | КГТУ, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Невская, Н. А. | Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2020 | URL: https://urait.ru/bcode/453446 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru | |||
Э3 | РОССТАТ. Официальный сайт.http://www.gks.ru | |||
Э4 | РОССТАТ. Алтайский край. Официальный сайт. http://ak.gks.ru | |||
Э5 | Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com | |||
Э6 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru | |||
Э7 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru | |||
Э8 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books | |||
Э9 | "Основы прогнозирования" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
205Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |