Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 13 | 18 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 14 | 14 | 16 | 16 | 46 | 46 |
Сам. работа | 93 | 93 | 54 | 54 | 25 | 25 | 172 | 172 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 144 | 144 | 72 | 72 | 72 | 72 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Методика преподавания РКИ является: ознакомление студентов магистратуры с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации |
ПК-5 | владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования |
ПК-6 | владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | осмысливать фонетические и морфологические категории русского языка в функциональном плане, совершенствовать эти умения во всех видах речевой деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | уметь активизировать мыслительную профессионально-педагогическую деятельность обучаемых иностранных учащихся |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | техникой создания учебно-методических материалов для практических занятий по РКИ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции | ||||||
1.1. | Методы и приемы обучения РКИ | Лекции | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.2 |
1.2. | Практические | 1 | 16 | Л1.2, Л2.2 | ||
1.3. | Подготовка к практическим занятиям. Посещение занятий по РКИ. Реферирование научной и учебно-методической литературы | Сам. работа | 1 | 93 | Л1.2 | |
Раздел 2. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | ||||||
2.1. | Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | Лекции | 2 | 4 | ПК-5 | Л2.2 |
2.2. | Использование знаний из области культурологии и этнолингвистики при обучении РКИ | Практические | 2 | 14 | ПК-5 | |
2.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 54 | Л2.1 | |
Раздел 3. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка | ||||||
3.1. | Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. | Практические | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-2, ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ | ||||||
4.1. | Лекции | 3 | 4 | |||
4.2. | Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. | Практические | 3 | 8 | ПК-6 | Л2.2 |
4.3. | Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов | Сам. работа | 3 | 20 | Л2.2, Л2.1 | |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-2, ПК-5, ПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аннушкин В.И. | Знакомиться легко, расставаться трудно: | М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Розанова С.П., Шустикова Т.В. | Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие | "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Шибко Н.Л. | Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие | СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Лебединский С. И., Гербик Л. Ф. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО | www.bsu.by | ||
Э2 | Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного | lib.madi.ru | ||
Э3 | Степаненко В.А., Нахабина М.М. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения | www.twirpx.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В качестве текущего контроля самостоятельной и учебной работы студентов преподаватель использует опрос на занятиях и домашние письменные работы. Для получения зачета (1 семестр) по дисциплине магистрантам необходимо: - подготовить реферат по выбранной теме; - разработать план занятия по РКИ, используя «Образцы конспектов для анализа», см. Приложения в РПД по дисциплине; Для прохождения итоговой аттестации в форме экзамена (2, 3 семестры) магистрантам необходимо: - подготовить рефераты; - во 2-м и 3-м семестрах провести фрагменты (не менее 20 мин.) занятий с группой студентов факультета ФМКФиП направления 45.03.02 Лингвистика «Русский язык как иностранный». Рефераты, план занятия, проведение занятий должны быть оценены преподавателем положительно. |