МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения русскому языку как иностранному

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 172
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 13 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 4 4 16 16
Практические 16 16 14 14 16 16 46 46
Сам. работа 93 93 54 54 25 25 172 172
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 144 144 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения русскому языку как иностранному

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Методика преподавания РКИ является: ознакомление студентов магистратуры с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.осмысливать фонетические и морфологические категории русского языка в функциональном плане, совершенствовать эти умения во всех видах речевой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь активизировать мыслительную профессионально-педагогическую деятельность обучаемых иностранных учащихся
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техникой создания учебно-методических материалов для практических занятий по РКИ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции
1.1. Методы и приемы обучения РКИ Лекции 1 8 ОПК-2, ПК-5 Л2.2
1.2. Практические 1 16 Л1.2, Л2.2
1.3. Подготовка к практическим занятиям. Посещение занятий по РКИ. Реферирование научной и учебно-методической литературы Сам. работа 1 93 Л1.2
Раздел 2. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур.
2.1. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. Лекции 2 4 ПК-5 Л2.2
2.2. Использование знаний из области культурологии и этнолингвистики при обучении РКИ Практические 2 14 ПК-5
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 54 Л2.1
Раздел 3. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка
3.1. Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. Практические 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 5 ОПК-2, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ
4.1. Лекции 3 4
4.2. Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. Практические 3 8 ПК-6 Л2.2
4.3. Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов Сам. работа 3 20 Л2.2, Л2.1
4.4. Экзамен 3 27 ОПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Лебединский С. И., Гербик Л. Ф. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО www.bsu.by
Э2 Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного lib.madi.ru
Э3 Степаненко В.А., Нахабина М.М. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного cyberleninka.ru
Э4 Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения www.twirpx.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В качестве текущего контроля самостоятельной и учебной работы студентов преподаватель использует опрос на занятиях и домашние письменные работы.
Для получения зачета (1 семестр) по дисциплине магистрантам необходимо:
- подготовить реферат по выбранной теме;
- разработать план занятия по РКИ, используя «Образцы конспектов для анализа», см. Приложения в РПД по дисциплине;
Для прохождения итоговой аттестации в форме экзамена (2, 3 семестры) магистрантам необходимо:
- подготовить рефераты;
- во 2-м и 3-м семестрах провести фрагменты (не менее 20 мин.) занятий с группой студентов факультета ФМКФиП направления 45.03.02 Лингвистика «Русский язык как иностранный».
Рефераты, план занятия, проведение занятий должны быть оценены преподавателем положительно.