МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.04.01 Сервис (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 835

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний о научных подходах, методах, принципах, современных технологиях территориального проектирования и планирования туристско-рекреационных систем (комплексов) разного ранга; умений и навыков научно обоснованного освоения территорий для для туризма и рекреации, оптимального размещения рекреационно-функциональных зон и объектов туристско-рекреационной инфраструктуры. Формирование компетенции ПК-14.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 готовностью к организации и проведению исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- концептуальные основы, методы и технологии рационального использования туристско- рекреационного потенциала территории, основанного на соблюдении баланса между запросами потребителей с одной стороны, и принципами устойчивого развития с другой;
- методы научных исследований социально-психологических особенностей потребителей, особенности потребления ими (туристами и местным населением) услуг и товаров с учетом национально-региональных и демографических факторов.
- методики планирования оптимального размещения объектов туристской инфраструктуры на осваиваемой территории.
3.2.Уметь:
3.2.1.– проводить научные исследования, формировать программы освоения и развития туристско-рекреационных территорий с учетом социально-психологических особенностей потребителей, а также региональных и демографических факторов;
- создавать и реализовывать проекты в сфере туризма и рекреации, соответствующие требованиям потребителей;
- использовать традиционные и инновационные технологии при проектировании туристско-рекреационных зон и объектов;
- разбираться в проектной нормативно-технической документации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- опыт туристско-рекреационного проектирования;
- навыки научных исследований социально-психологических особенностей потребителей, особенности потребления ими (туристами и местным населением) услуг и товаров с учетом национально-региональных и демографических факторов.
- навыки научного анализа территорий для оптимального размещения рекреационно-функциональных зон и объектов туристско-рекреационной инфраструктуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Проектирование деятельности как инструмент развития. Проект. Ключевые признаки проекта. Проектирование. Туристско-рекреационное проектирование. Инжиниринг. Техническое и гуманитарное проектирование. Модель Джеймса Янга. Технология и ключевые элементы проектирования. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования. Проектирование туристского продукта. Лекции 2 2 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
1.2. 1. Проект. Ключевые признаки проекта. Проектирование. Виды проектирования. Туристско-рекреационное проектирование и его особенности. 2. Технологии и ключевые элементы проектирования. 3. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования. 4. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства. 5. Территориальный аспект и уровни туристского проектирования. 6. Проектирование туристского продукта и услуг. Практические 2 4 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
1.3. Проектирование деятельности как инструмент развития. Проект. Ключевые признаки проекта (ограниченность во времени, новизна разрабатываемого продукта, последовательность процесса разработки). Проектирование. Туристско-рекреационное проектирование. Инжиниринг. Техническое и гуманитарное проектирование. Основные этапы гуманитарного проектирования. Проектная идея. Концептуализация. Проектный замысел. Реализация проекта. Модель Джеймса Янга. Технология и ключевые элементы проектирования. Постановка проблемы. Определение и формулировка проектной задачи. Построение модели проекта. Определение ключевых параметров проекта. Формирование системы мониторинга. Реализация проекта и его завершение. Туристская система. Бизнес-процесс. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования. Сущность туристского проектирования. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства. Естественное (природное) туристское пространство. Культурно-историческое туристское пространство. Рекреационное пространство. Сервисное туристское пространство. Другие виды туристского пространства. Туристское пространство как как основа туристского проектирования. Основные понятия и элементы рынка туристских продуктов и услуг. Факторы коньюктуры рынка. Емкость рынка. Основные тренды развития в РФ. Территориальный аспект и уровни туристского проектирования. Сам. работа 2 8 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Туристско-рекреационные свойства и характеристики территории как основа туристско-рекреационного проектирования.
2.1. Туристско-рекреационные потребности человека. Туристско-рекреационные ресурсы: классификации, основные свойства. Предпосылки формирования туристско-рекреационных ресурсов территорий: оценочные аспекты. Туристско-рекреационные ресурсы природных территорий. Туристско-рекреационные ресурсы урбанизированных территорий. Ресурсная модель туристско-рекреационных районов. Кадастр туристско-рекреационных ресурсов территорий как информационная технология управления ресурсами территории. Этапы составления кадастра. Структура кадастра. Лекции 2 2 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
2.2. 1. Туристско-рекреационные потребности человека. Основные принципы оценивания 2. Основные методы, технологии, формы, компоненты оценок туристско-рекреационных ресурсов территорий. 3. Виды оценок туристско-рекреационных ресурсов природных территорий. 4. Основные подходы к оценке туристско-рекреационных ресурсов урбанизированных территорий. 5. Понятия и структура туристско-рекреационного потенциала. Подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала. Совокупный туристский потенциал возможностей. 6. Количественная оценка туристско-рекреационного потенциала. Алгоритм оценок комплексного туристского потенциала территории, его составных частей. 7. Интегральная оценка туристско-рекреационного потенциала и разработка рекомендаций по развитию туризма и рекреации. Этапы интегральной оценки. 8. Ресурсная модель туристско-рекреационных районов. 9. Кадастр туристско-рекреационных ресурсов территорий как информационная технология управления ресурсами территории. Этапы составления кадастра. Структура кадастра. Практические 2 6 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
2.3. Основные понятия о рекреации и рекреационных потребностях человека. Основные группы туристско-рекреационных потребностей человека. Факторы, формирующие туристско-рекреационные потребности. Модель структуры отдыха. Эволюционное представление о туристско-рекреационных ресурсах. Классификации туристско-рекреационных ресурсов. Основные туристско-рекреационные свойства климатических ресурсов. Основные туристско-рекреационные свойства водных ресурсов. Основные туристско-рекреационные свойства растительных ресурсов. Основные туристско-рекреационные свойства ресурсов земной коры. Основные принципы оценивания. Основные методы, технологии и формы оценок природных территорий. Основные компоненты оценок туристско-рекреационных ресурсов территорий. Оценка морфометрических показателей природных территорий. Оценка эстетических показателей природных территорий. Оценка физиологических показателей природных территорий. Оценка потребительских показателей природных территорий. Основные подходы к оценке познавательных свойств рекреационных объектов. Основные рекреационные свойства территорий в топонимике объектов и поселений области. Основные принципы оценок туристско-рекреационных ресурсов урбанизированных территорий. Структурная модель основных компонент туристского комплекса урбанизированных территорий. Структура ресурсного потенциала туристского комплекса регионального уровня. Формирование ресурсного потенциала туристско-рекреационного комплекса территории локального уровня. Формирование туристско-рекреационного комплекса территории регионального уровня. Сам. работа 2 9 ПК-14
Раздел 3. Туристско-рекреационное освоение территории. Проектирование туристско-рекреационных систем.
3.1. Понятие "освоение территории". Туристско- рекреационное освоение территории. Туристско-рекреационные системы. Туристско-рекреационное районирование: понятие районообразования, туристского районирования. Тристско-рекреационный комплекс как объект проектирования. Классификация региональных туристских комплексов. Понятие туристского кластера. Особенности туристского кластера. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Лекции 2 4 ПК-14
3.2. 1. Туристско-рекреационные системы. Туристско-рекреационное районирование: понятие районообразования, туристского районирования. 2. Туристско-рекреационное зонирование как пространственно-территориальная основа проектирования туристско-рекреационного комплекса. Алгоритм проектирования туристско-рекреационных зон. 3. Понятие и структура туристско-рекреационного комплекса. Современные модели организации туристско - рекреационных комплексов. Факторы и условия развития туристского комплекса в регионе. 4. Кластерный подход к проектированию туристско - рекреационных зон и объектов. 5. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа как форма туристского освоения территории. Этапы проектирования и создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Практические 2 4 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
3.3. Прогнозирование потребности в рекреационных ресурсах. Туристско-рекреационное районирование. Признаки зонирования. Сохранение природных ресурсов и условий. Сохранение архитектурно - планировочной, исторической и географической специфики района. Понятие и структура туристско-рекреационного комплекса. Современные модели организации туристско-рекреационных комплексов. Туристско-рекреационное зонирование как пространственно-территориальная основа проектирования туристско-рекреационного комплекса. Алгоритм проектирования туристско-рекреационных зон. Факторы и условия развития туристского комплекса в регионе. Особенности кластерного подхода к туристско-рекреационному проектированию. Функциональная структура туристско-рекреационного кластера. Типология туристско-рекреационных кластеров. Модель стратегии и этапы создания туристско-рекреационного кластера. Методы идентификации границ кластера. Проблемы формирования и развития туристско-рекреационных кластеров в России. Различия между туристско - рекреационными системами и туристско-рекреационными кластерами. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Понятие и роль туристско-рекреационных особых экономических зон в развитии въездного туризма России. Правовые основы создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон России. Налогообложение организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в пределах туристско-рекреационной ОЭЗ. Процедура получения статуса резидента особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Прекращение существования особых экономических зон. Риски функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в России на современном этапе. Сам. работа 2 16 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Разработка концепции развития туристско- рекреационного комплекса муниципальных образований Алтайского края и Республики Алтай в целях расширения туристского потенциала Алтайского региона и повышения эффективности его использования.
4.1. Задачи работы 1. Выявление, оценка, сохранение, развитие и рациональное использование природных лечебных и других туристских ресурсов. 2. Создание условий по обеспечению конкурентоспособности рекреационного и туристского комплекса способного к созданию востребованного регионального турпродукта муниципальных образований. 3. Разработка предложений по наращиванию объемов услуг, оказываемых организациями рекреационного и туристского комплекса, улучшение структуры и качества регионального туристского продукта. 4. Обеспечение доступности отдыха и лечения для широких слоев российских и иностранных граждан 5. Создание условий развития экономики муниципальных образований за счёт повышения их туристской и инвестиционной привлекательности 6. Составить туристский паспорт региона. 7. Составить программу развития ТРК района. Практические 2 4 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.2. Описать туристско-рекреационные ресурсы муниципального образования (природные, историко-культурные, социально-экономические); описать объекты привлечения внимания туристов и рекреантов: (памятники истории, археологии, архитектуры и градостроительства, искусства, достопримечательности и памятники природы, действующие туристские маршруты, смотровые площадки); объекты туристской инфраструктуры и дать им характеристику (средства размещения, объекты общественного питания, объекты общественно-деловой специализации, предприятия туристской специализации); охарактеризовать транспортную инфраструктуру муниципального образования; дать характеристику кадровых ресурсов муниципального образования; привести основные показатели туристско-рекреационной деятельности; привести перечень видов туризма, планируемых к развитию по утвержденным программам и стратегии развития территории муниципального образования; составить схему ограничения использования территорий. Проанализировать существующее положение рекреационного и туристского комплекса муниципального образования: анализ состояния туристской и других видов (транспортной, социальной и т.д.) инфраструктуры обеспечения туристкой сферы экономики района; оценить уровень развития различных видов туризма на территории(лечебного или курортного, культурно-исторического, спортивного, событийного и пр.). Провести комплексную оценку территории муниципального образования: оценить ресурсную базу рекреационного и туристского комплекса и рациональности использования туристско-рекреационных ресурсов; оценить состояния сопряжённых и смежных с туризмом секторов экономики; определить ключевые проблемы, требующие решения на федеральном, краевом и местном уровнях управления; определить основные параметры развития сопряжённых и смежных отраслей, необходимых для успешной реализации туристских проектов. Определить виды рекреации и туризма, имеющие ресурсную базу на территории района; определить виды рекреации и туризма, имеющие наилучшие перспективы развития на территории муниципального образования. Сформировать предложения по итоговому перечню мероприятий концепции развития рекреационного и туристского комплекса муниципального образования и разработать схему перспективного развития туристско-рекреационной инфраструктуры , способной обеспечить создание и реализацию востребованного регионального турпродукта. Разработать туристский паспорт. Разработать целевую программу развития туризма в районе. Отчет представить в форме концепции с приложением в виде карты. К защите отчета подготовить презентационные материалы. Сам. работа 2 22 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2
Раздел 5.
5.1. Экзамен 2 27 ПК-14 Л2.4, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведен в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гировка Н. Н. Рекреационные ресурсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Васина С. М. Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джанджугазова, Елена Александровна Маркетинг туристских территорий: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 авт. сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистрантов и аспрантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 НазаркинаВ.А., Владыкина Ю.О., Воротникова Е.Ю. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учебное пособие М.: Флинта: МПСИ, 2009
Л2.5 Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru
Л2.6 Минаев В.А., Фаддеев А.О. Оценка геоэкологических рисков: моделирование безопасности туристско-рекреационных территорий: Монография (ЭБС "Лань") "Финансы и статистика", 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.htm
Э2 http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html
Э3 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э4 http://www.russiatourism.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система АлтГУ (ЭБС) – это информационная система, обеспечивающая создание и хранение документов в электронном виде, с возможностью эффективного доступа к ним через средства вычислительной техники. ЭБС является частью Научной библиотеки АлтГУ (НБ) и представляет собой упорядоченный комплекс разнородных электронных массивов информации и электронных средств доступа - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС https://www.biblio-online.ru/

Многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" (www.studentlibrary.ru) является электронной библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. олностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3+) к комплектованию библиотек, в том числе электронных, в части формирования фондов основной и дополнительной литературы, для СПО, ВО и аспирантуры. ЭБС «Консультант студента» создает все условия для инклюзивного образования, обеспечивающие возможность использования адаптивных технологий для обучения людей с ограниченными возможностями, в частности незрячих и слабовидящих - http://www.studentlibrary.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в РоссииНа официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток). КонсультантПлюс: основные документы» — оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. По расписанию доступна расширенная база документов. Вся информация в приложении ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов. Для работы без доступа в интернет можно заранее поставить закладки на любой документ или его часть. Документы с закладками сохраняются в разделе «Избранное». Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств (смартфонов и планшетов), смартфонов на Windows Phone, планшетов на Windows - https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_sistema

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо вести конспект. В случае возникновения вопросов в ходе лекции их следует задать преподавателю в установленном порядке (по ходу изложения материала, либо в конце лекции), либо пометить в конспекте и разобраться в процессе самостоятельной работы.
Лекция является первым шагом подготовки обучающихся к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой
Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение обучающимися практических и семинарских заданий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержание практических и семинарских заданий определяется в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля.
Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Семинарское занятие - одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В зависимости от поставленных задач практические занятия и семинары могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в модератора. Семинары могут проходить в виде выступлений студентов с докладами, рефератами и их обсуждением; интеллектуального и коммуникативного тренинга, деловых игр, ролевых игр, мировоззренческих марафонов, ток-шоу, дидактических игр, конкретных профессиональных ситуаций и других формах.
Разные формы проведения практических занятий способствуют тому, что находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающегося, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Практические задания могут носить:
Репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Частично-поисковый характер: эти работы отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать необходимое оборудование, способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы;
Поисковый характер: такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.
На практических и семинарских занятиях могут применяться следующие формы работы:
Фронтальная - все студенты выполняют одну и ту же работу;
Групповая - одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек;
Индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемому вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы, а также подготовить доклад и презентацию, если такое задание предусмотрено.
Начинать подготовку надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям заранее (оптимально за неделю до их начала). На основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося.
Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа: написание рефератов, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
Самостоятельная работа с основной литературой (учебником). При работе с учебником необходимо научиться правильно его читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки чтения - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, конспектируя все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного рассмотрения).
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют дефиниции, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций. Так же следует отмечать вопросы для консультации с преподавателем. Сделанные в результате изучения материала выводы рекомендуется также занести в конспект. Часто студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Работа с дополнительной литературой.
Необходимо:
- систематизировать дополнительную литературу с точки зрения ее большей функциональности - что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что будет использовано для расширения общего кругозора;
- выписывать все выходные данные по каждой книге, что поможет в случае необходимости правильно сформировать список литературы;
- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
- кратко конспектировать основные идеи, изложенные в источнике;
- следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты, для чего необходимо научиться читать, в случае необходимости, со словарем для понимания каждого прочитанного слова;
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковая;
2. усваивающая;
3. аналитико-критическая;
4. творческая.
С выделенными установками связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала, в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
6. творческое чтение –поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Подготовка к практическому занятию. Практические занятия проводятся по лекционному материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Они направлены на закрепление лекционного материала с помощью решения проблемных ситуаций и задач, часть из которых студенты должны решить самостоятельно. При их самостоятельном решении необходимо обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если возникает несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Прежде, чем приступать к решению, следует составить его краткий план. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.
Правила написания реферата. Реферат (от лат. Rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике. Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом.
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать:
• знание современного состояния проблемы;
• обоснование выбранной темы;
• использование известных результатов и фактов;
• полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
• актуальность поставленной проблемы;
• материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Требования к оформлению и защите реферативных работ.
1. Общие положения:
1.1. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Работа представляется в отдельной папке.
2. Типовая структура реферата
1. Титульный лист.
2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
План реферата отражает основной его материал:
I. Введение………………………………………………………….стр.
II. Основная часть (по типу простого или
развернутого)………………………………………………….…….стр.
III. Заключение.……………………………………….…………….стр.
IV. Список литературы……………………………………………..стр.
V. Приложения……………………………………………………...стр.
Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Включаются источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации (например [1, с.18]). В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».
Требования к защите реферата:
Защита продолжается в течение 10 минут по плану:
• актуальность темы, обоснование выбора темы;
• краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;
• выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.
Автору реферата по окончании представления реферата могут быть заданы вопросы по теме реферата.
Подготовка к экзамену. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания дисциплины. На экзамене студент демонстрирует знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами устанавливается интервал не менее 3 дней. В эти дни необходимо систематизировать уже имеющиеся знания. Важно посещать консультации перед экзаменом.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра. Важным моментом является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. При подготовке к экзамену студент должен проработать учебники и другие информационные источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы РПД. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний и получения высоких результатов при сдаче зачетов и экзаменов.