Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.04.02. Туризм |
Профиль | Туризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 43_04_02_ТП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий» являются формирование базовых знаний о концептуальных основах и технологиях рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории, ознакомление с принципами территориального планирования туристско-рекреационного хозяйства; приобретение навыков научного анализа территорий для оптимального размещения рекреационно-функциональных зон и объектов туристско-рекреационной инфраструктуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию |
ПК-2 | способностью к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | концептуальные основы и технологии рекреационного использования туристско- рекркационного потенциала территории; методологические подходы к формированию устойчивого развития туристско-рекреационных территорий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать и анализировать программы освоения и развития туристско-рекреационных территорий на основе интегрального управления стратегическими изменениями в туристской индустрии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современными технологиями туристско- рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Роль территориального планирования в рекреационной деятельности | ||||||
1.1. | Роль территориального планирования в рекреационной деятельности. | Лекции | 2 | 4 | Л1.4, Л1.1, Л2.11, Л2.2, Л2.5, Л2.8 | |
1.2. | Роль территориального планирования в туристско-рекреационной деятельности. | Практические | 2 | 4 | Л1.4, Л2.1, Л2.11, Л2.2, Л2.8 | |
1.3. | Написание реферата, подготовка к выступлению на семинаре | Сам. работа | 2 | 24 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.7 | |
Раздел 2. 2. Оценка территории для планирования туристско - рекреационной деятельности. | ||||||
2.1. | Оценка территории для планирования туристско - рекреационной деятельности. | Лекции | 2 | 4 | Л2.6, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л2.8, Л2.10 | |
2.2. | Оценка территории для планирования туристско-рекреационной деятельности. | Практические | 2 | 4 | Л2.9, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.11, Л2.8, Л2.10 | |
Раздел 3. 3. Основные принципы рациональной территориальной организации туризма. | ||||||
3.1. | Основные принципы рациональной территориальной организации туризма. | Практические | 2 | 2 | Л1.4, Л2.2, Л2.5, Л2.8 | |
3.2. | Написание реферата, подготовка к выступлению на семинаре и к участию в дискуссии, подготовка к деловым играм | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.4, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.7 | |
3.3. | Написание реферата, подготовка к выступлению на семинаре и к участию в дискуссии | Сам. работа | 2 | 11 | Л2.9, Л1.4, Л2.3, Л2.7, Л2.10 | |
Раздел 4. 4. База проектирования в туризме. | ||||||
4.1. | 4.1 База проектирования в туризме. Значение, цели и опыт районной планировки. Особенности районной планировки туристско-рекреационных районов. 4.2 Управление инновационными проектами. Этапы проектирования и создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. | Практические | 2 | 4 | Л2.9, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.11 | |
4.2. | Написание реферата, подготовка к выступлению на семинаре и к участию в дискуссии, подготовка к деловым играм | Сам. работа | 2 | 16 | Л2.9, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.11, Л2.3 | |
Раздел 5. 5. Рекреация в схемах территориального планирования субъектов РФ и их административных районов | ||||||
5.1. | Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. Создание, управление и продвижение проекта туристско-рекреационного развития территории. | Лекции | 2 | 2 | Л2.9, Л1.4, Л1.2, Л2.11, Л2.5, Л2.8 | |
5.2. | 5.1 Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. 5.2 Создание, управление и продвижение проекта туристско-рекреационного развития территории. | Практические | 2 | 4 | Л2.9, Л1.4, Л1.2, Л2.11, Л2.5 | |
5.3. | Подготовка к выступлению на семинаре и к участию в дискуссии, подготовка к деловым играм | Сам. работа | 2 | 26 | Л2.9, Л1.4, Л1.2, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л2.8 | |
5.4. | Экзамен | 2 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы. 2. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала территории. 3. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма. 4. Проблемы стихийного развития туризма. Существующие проблемы в территориальном планировании туризма и рекреации. 5. Правовое обеспечение территориального планирования и управления туризмом. 6. Схемы и планы территориального планирования. Основные объекты планирования в туризме и рекреации. Регулирование туристских потоков. 7. Технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории. 8. Качественные и количественные оценки территории. Оценка туристско-рекреационного потенциала территории. 9. Особенности компонентой оценки. Природные и социально-экономические оценочные показатели. 10. Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. 11. Функциональное зонирование территории. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе. 12. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории. 13. Туристско-рекреационная система как объект изучения. 14. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем. 15. Подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем. Подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем. 16. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте. 17. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели. 18. Концепция территориальных туристских кластеров. 19. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе. 20. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости. 21. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства. 22. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме. 23. Проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа и особенности их развития. 24. Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории. 25. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента. 26. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования. 27. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта. 28. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории. 29. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований. 30. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах. 31. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма. 32. Туризм как объект региональной политики. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития. 33. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории. 34. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы. 2. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала территории. 3. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма. 4. Проблемы стихийного развития туризма. Существующие проблемы в территориальном планировании туризма и рекреации. 5. Правовое обеспечение территориального планирования и управления туризмом. 6. Схемы и планы территориального планирования. 7. Основные объекты планирования в туризме и рекреации. Регулирование туристских потоков. 8. Технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории. 9. Качественные и количественные оценки территории. 10. Оценка туристско-рекреационного потенциала территории. 11. Особенности компонентой оценки туристско-рекреационного потенциала территории. 12. Природные и социально-экономические оценочные показатели. 13. Геоэкологические подходы к оценке воздействия туристско-рекреационной деятельности на окружающую среду. 14. Функциональное зонирование территории. 15. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе. 16. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории. 17. Туристско-рекреационная система как объект изучения. 18. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем. 19. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем. 20. Основные подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем. 21. Основные подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем. 22. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте. 23. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели. 24. Концепция территориальных туристских кластеров. 25. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе. 26. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости. 27. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства. 28. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме. 29. Проекты особых экономических зон туристско-рекреационного типа и особенности их развития. 30. Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. 31. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории. 32. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента. 33. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования. 34. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта. 35. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории. 36. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований. 37. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах. 38. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма. 39. Туризм как объект региональной политики. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития. 40. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории. 41. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма. Темы курсовых работ Концептуальные основы и технологии рационального использования туристско-рекреационного потенциала территории. 1. Природно-ресурсная основа территориальной туристско-рекреационной системы. 2. Туристское пространство и туристская территория. 3. Туристско-рекреационный потенциал территории: понятие, оценка, качество. 4. Оценка и географический анализ ресурсного потенциала природно-ориентированного туризма региона. 5. Природный потенциал как основа формирования территориальной эколого-рекреационной системы. 6. Геоэкологические аспекты развития рекреационного природопользования на особо охраняемых природных территориях (по выбору студента). 7. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона (по выбору студента). 8. Геоэкологические условия туристско-рекреационного использования территории бассейна реки, озера (по выбору студента). 9. Экономико-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала России для развития международного туризма. 10. Культурные ландшафты региона как ресурсная основа развития туризма (регион по выбору студента). 11. Геотехнологический подход как направление оптимизации природопользования в туристском регионе. 12. Региональный туристский продукт и факторы его производства. 13. Технология формирования кадастровых оценок туристско-рекреационных ресурсов территории. Методологические подходы к формированию устойчивого развития туристско-рекреационных территорий. 1. Современные общенаучные подходы к исследованию туризма. 2. Туристско-рекреационная система как объект изучения. 3. Пространственно-временная организация туристско-рекреационных систем. 4. Основные свойства территориальных туристско-рекреационных систем. 5. Подходы к анализу условий формирования туристско-рекреационных систем. 6. Подходы к выявлению факторов формирования и развития территориальных туристско-рекреационных систем. 7. Туристско-рекреационная территория в теоретико-географическом контексте. 8. Туристско-рекреационное районирование: подходы и модели. 9. Концепция территориальных туристских кластеров. 10. Экологические аспекты устойчивого развития туризма в регионе (по выбору студента). 11. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости. 12. Динамическая модель инновационно-факторного туристского пространства. 13. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме. Формирование и анализ программ освоения и развития туристско-рекреационных территорий на основе интегрированного управления стратегическими изменениями в туристской индустрии. 1. Глобальная туристско-рекреационная система и ее роль в мировой экономике. 2. Опыт формирования национальных туристско-рекреационных систем. 3. Региональные туристско-рекреационные системы: роль в социально-экономическом развитии и региональном синтезе. 4. Туризм и отраслевое разделение труда. 5. Туризм и территориальное разделение труда. 6. Институциональное устройство мирового туристского рынка. 7. Пространственная структура мирового туристского рынка. 8. Эволюция территориальной структуры мирового туризма. 9. Социально-экономическая интерпретация интеграции туризма и рекреации с политикой в области сохранения природного наследия. 10. Функциональное строение туристско-рекреационной системы региона. 11. Неконфликтное туристско-рекреационное использование территории (на примере конкретной территории). Современные технологии туристско-рекреационного проектирования, освоения и развития территорий. 1. Девелопмент в туризме и рекреации как технология развития территории. 2. Методика анализа и представления места и территории для туристско-рекреационного девелопмента. 3. Географическое представление совокупности мест для целостного проектирования. 4. Исследование локального места для создания концепта туристско-рекреационного объекта. 5. Проектирование в региональном туризме: туристский паспорт территории. 6. Комплексная оценка туристской привлекательности региона и его муниципальных образований (по выбору). 7. Проблемы и перспективы развития туризма в региональных локалитетах (по выбору). 8. Использование кластерной технологии в развитии регионального туризма (регион по выбору). 9. Туризм как объект региональной политики (регион по выбору). 10. Территориальное планирование для целей туристско-рекреационного развития (на примере региона по выбору студента). 11. Планирование туризма как часть интегрированной концепции менеджмента территории. 12. Региональный туристский маркетинг как инструмент стратегического планирования туризма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Итоговое тестирование 1. Совокупность действий, приносящая результат, называется: А) процессом управления проектом; Б) действием управления проектом; В) методом выполнения работ проекта. 2. Основная классификация типов проектов по составу и масштабности: А) малые проекты, большие проекты, мегапроекты; Б) монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. 3. Какой документ регламентирует обязанности, права, ответственность и подчиненность персонала туристского предприятия: А) инструкции на рабочем месте; Б) методологические инструкции; В) должностные инструкции. 4. По каким признакам можно классифицировать проекты: А) направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; Б) координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом; В) все выше перечисленное. 5. Укажите четыре основных этапа проекта: А) прогнозирование, утверждение, воплощение, оценка проекта; Б) инвестирование, разработка, внесение изменений, анализ проекта; В) подготовка, планирование, воплощение, завершение проекта. 6. Система проектного управления – это: Выберите один ответ. А) комплексное управление процессами разработки, производства и поставки заказчику (потребителю) конкретных видов продукции и услуг в рамках отдельных проектных структур; Б) планирование, руководство, координация, внесение изменений в проект для каждого конкретного предприятия; В) разработка системы методологических процедур для достижения определенных целей и результатов по завершению проектирования. 7. Методы, основная цель которых заключается в том, чтобы сократить до минимума продолжительность проекта, называются: А) методами сетевого планирования; Б) методами системного планирования; В) методами приоритетного планирования. 8. Что из нижеперечисленного не относится к проекту: А) строительство гостиничного комплекса по индивидуальному проекту; Б) возведение типовых бунгало; В) развитие туристского региона. 9. Трудовые затраты на управление проектом – это: А) время, которое требуется для работы сотрудников над проектом; Б) время, которое требуется для планирования и управления проектом; В) время, которое требуется для документированного оформления проекта. 10. Исполнение проекта должно регулярно измеряться и анализироваться: А) для уточнения и корректировки графика работы; Б) для анализа и уточнения дополнительных необходимых финансовых ресурсов; В) для выявления отклонения от намеченного плана и оценивания их влияния на проект. 11. Отметьте основные задачи управления проектом на этапе его выполнения: А) провести обзор созданных проектов, следить за организацией проекта, внести изменений в проект; Б) следить за окружающей обстановкой, управлять изменениями, быть в курсе хода работ, обсуждать то, как протекает работа над проектом; В) рассмотреть общий уровень рисков, указать срок сдачи конечного продукта, оценить объем финансовых расходов, указать приоритеты проекта. 12. Проведение, внесение любых изменений – это: А) проект; Б) корректировка проекта; В) все вышеперечисленное. 13. Жизненный цикл проекта включить в себя: А) промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения; исследование проблем финансирования работ по проекту, принятие соответствующих решений; Б) стадии инициации, планирования, утверждения, выполнения и завершения проекта; В) все вышеперечисленное. 14. Управление проектом – это: А) определение и применение необходимых нормативных документов с целью успешной реализации проекта; Б) разработка методологии проекта определенной организации, расчет материальных ресурсов; В) приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Александрова, А.Ю. | Международный туризм: учебник для вузов | КноРус, 2010 г. | |
Л1.2 | Джанджугазова, Е.А. | Маркетинг туристских территорий: учеб.пособие | Академия, 2008 г. | |
Л1.3 | Харламова Н.Ф. | Туристские ресурсы Алтайского края: монография/: монография | Азбука, 2011 г. | |
Л1.4 | Чижова В.П. | Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, управление: | Смоленск: Ойкумена, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Александровой А. Ю. | География туризма: учеб. для вузов | Кнорус, 2008 г. | |
Л2.2 | Арустамов Э.А. | Природопользование: учебник | Дашков и Ко, 2000 | |
Л2.3 | Николаева О. П. , Кротов А. В. | Основные этапы рекреационного освоения Алтайского края : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009 | |
Л2.4 | Корчагина И. А. | Перспективы развития туризма в юго-западной части Алтайского края: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 | |
Л2.5 | Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. | Экологические основы природопользования: | Академия, 2007 | |
Л2.6 | Веденин Н. Н. | Экологическое право: учебник | М.: Проспект, 2008 | |
Л2.7 | Шваков Е. Е. | Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа как форма инновационного развития Республики Алтай: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 | |
Л2.8 | Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. | Рекреационная география: учебное пособие | М.: Флинта: МПСИ, 2009 | |
Л2.9 | Гирусов Э.В. | Экология и экономика природопользования: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007 | |
Л2.10 | Минаев В.А., Фаддеев А.О. | Оценка геоэкологических рисков: моделирование безопасности туристско-рекреационных территорий: Монография (ЭБС "Лань") | "Финансы и статистика", 2009 | |
Л2.11 | Н.Ф. Харламова | Рекреационная география: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://tourlib.net/lib.htm | |||
Э2 | http://ktmz.boom.ru/library/region/index.html | |||
Э3 | http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php | |||
Э4 | http://www.russiatourism.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Power Point, Windows Media, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами: - личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности; - диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие; - индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников. РПД предполагает участие студентов в следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе дома, в библиотеке, в аудитории с информационным материалом; парной работе по взаимообучению; групповой работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения, дискуссиях. В РПД внесены также дополнительные темы, способствующие формированию целостного взгляда на гостиничное дело и не относящиеся к лекционному курсу. РПД содержит план практических занятий и практические задания по курсу, краткую информацию по основным темам курса (необходимую для успешного проведения практических занятий), а также дополнительный материал и тесты. Практические занятия: В данном курсе «Коллективные средства размещения» практические (семинарские) занятия занимают 60% аудиторной нагрузки. Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора научных, литературных, статистических и иных источников и самостоятельной работы с ними. В ходе учебного занятия (семинарского либо практического) студент учится самостоятельному выступлению на подготовленную тему, обретает навыки полемики и выработки собственного мнения по освещаемому им вопросу. Вопросы для самостоятельного задания выбираются студентами самостоятельно. Студентам также предоставлено право предлагать свои темы для обсуждения и разработку собственных проектов, связанных с их практической деятельностью. Виды контроля: - текущий контроль, осуществляемый на практических и семинарских занятиях; - промежуточный контроль (в виде и итоговых занятий) по наиболее важным темам курса); - рубежный контроль, представляющий собой тестирование по наиболее важным темам изучаемой дисциплины; - итоговый контроль в виде экзамена проводится по окончанию изучения курса и учитывает прохождение всех предыдущих видов контроля, успешное решение предложенных тестовых заданий, из чего и складывается результирующая оценка. Некоторые варианты занятий предполагают обсуждения наиболее актуальных вопросов гостиничного дела, поэтому РПД содержит вопросы для самопроверки и обсуждения. Для проведения практических занятий предлагаются также различные варианты тестов. Тесты отобраны с учетом их валидности и простоты проведения на учебном занятии в вузе. |