МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение и реферирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение и реферирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.На занятиях со студентами-иностранцами работа с текстом является основой обучения. Привлечение интересных и разнообразных материалов для современных обучающих программ – одно из важнейших условий успешного образовательного процесса. Обычные печатные тексты удобны и важны для работы как в аудитории, так и дома. К каждому тексту прилагаются вопросы и задания, контролирующие понимание текста, и коммуникативно-речевые задания, направленные на развитие навыков говорения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать языковой материал, предусмотренный программой
3.2.Уметь:
3.2.1.- развитие умения пересказывать предложенный текст своими словами, выделяя главную мысль;
- развитие умения отвечать на заданные к тексту вопросы;
- развитие умения обсуждать в диалоге прочитанный текст, используя его лексику.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть информацией страноведческого и научного характера в рамках тем, предусмотренных данной программой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Публицистические тексты
1.1. Лекции 8 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
1.2. Практические 8 6 Л2.1, Л1.2
1.3. Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-17 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Научный стиль: жанры научного стиля
2.1. Лекции 8 6 Л1.3, Л2.4, Л2.2
2.2. Практические 8 6 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.3. Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Филологические исследования. Методология, метод, прием исследования. Методы современных лингвистических исследований.
3.1. Лекции 8 4 Л2.4
3.2. Практические 8 6 Л2.1
3.3. Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-17 Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Оформление результатов научного исследования. Структура и содержательная характеристика научной работы.
4.1. Лекции 8 6 ОПК-1
4.2. Практические 8 6 Л1.3, Л2.3
4.3. Сам. работа 8 4 ОПК-1 Л1.3
4.4. Подготовка к аттестации по дисциплине Практические 8 4 Л1.3, Л1.1
4.5. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-17 Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.3 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебное пособие М.: Флинта, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Юдина А.Д. Русский язык как иностранный: Наука без границ: Учебная литература ФЛИНТА, 2012 ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/book/2482
Л2.3 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л2.4 Кушникова Г.К. Eleatrical Power Обучение профессионально ориентированному чтению: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал интеллектуального центра научной библиотеки им. Е.И. Овсянкина. Оформление результатов научной и учебной деятельности library.narfu.ru
Э2 Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской работы. s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru
Э3 Структура и содержание дипломной работы rusdiplom.ru
Э4 Студопедия. Структура бакалаврской работы studopedia.su
Э5 Text.ru. Антиплагиат онлайн text.ru
Э6 Антиплагиат онлайн be1.ru
Э7 Студопедия. Методы лингвистических исследований studopedia.org
Э8 Шафрутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки. Тема: методы лингвистического исследования knigorazvitie.ru
Э9 Учебное пособие для студента. Научный стиль. Его языковые и структурные особенности edu.tltsu.ru
Э10 Научный стиль – особенности и языковые средства velikayakultura.ru
Э11 Студопедия. Примеры текстов публицистического стиля studopedia.su
Э12 Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи shard-copywriting.ru
Э13 Школа вдохновения. Публицистический стиль. Черты и примеры school-of-inspiration.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения лексико-грамматических конструкций, а также учебных пособий. Для уточнения различных понятий и терминов необходимо использовать справочную литературу и словари, указанные в списке литературы.
В качестве эффективного средства контроля и самооценки можно использовать следующие виды самостоятельной работы:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; основных видов публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями;
- редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии.
На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой.
В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка коротких сообщений, поиск и анализ информации в сети Интернет, подготовка презентации PowerPoint, организация и проведение внеаудиторных мероприятий с иностранными студентами.
На зачете студент работает с текстом: читает, переводит и выполняет упражнения по тексту.