Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Л.А. Хворова
1.1. | является формирование знаний и навыков в области прикладного анализа данных временных рядов и решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-8 | способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Историю становления методологии анализа временных рядов и ее основных направлений. - Основные методологические принципы анализа временных рядов и решения нестандартных задач анализа данных. - Некоторые специальные методы анализа временных рядов с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Применять на практике изученные методы и подходы. - Выполнять интерпретацию результатов анализа временных рядов. - Применять современные нестандартные математические методы анализа данных временных рядов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Сбора и обработки статистической информации экономического содержания. - Применения методов предварительной обработки и анализа данных в решении нестандартных задач. - Применения методов спецификации и идентификации математических моделей временных рядов. - Применения методов компьютерного моделирования для прикладного анализа данных временных рядов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эконометрический анализ временных рядов | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Принципы построения эконометрических моделей | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Подходы к оценке адекватности эконометрических моделей | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Модели парной регрессии | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Модели множественной регрессии | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Система эконометрических уравнений | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Изучение структуры данных экономической статистики РФ | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Пракладной анализ экономических показателей | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Спецификация и идентификация моделей парной регрессии | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Спецификация и идентификация моделей множественной регрессии | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Применение тестов для проверки гипотезы гетероскедатичности данных | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Изучение структуры экономических показателей по данным статистического наблюдения РФ | Сам. работа | 4 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.13. | Сбор и подготовка данных статистического наблюдения для построения модели парной регрессии | Сам. работа | 4 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.14. | Спецификация и идентификация моделей парной регрессии | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Сбор и подготовка данных для идентификации моделей множественной регрессии | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.16. | Сравнительный анализ моделей парной регрессии, оценка адекватности | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.17. | Спецификация и идентификация моделей множественной регрессии | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.18. | Сравнительный анализ моделей множественной регрессии, оценка адекватности | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.19. | Оценка разрешимости системы эконометрических уравнений | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Адаптивные методы анализа временных рядов | ||||||
2.1. | Методы анализа временных рядов | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Простейшие адаптивные модели и их свойства | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Фазовый анализ временных рядов | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Прикладной анализ временного ряда биржевых цен | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Применение простейших адаптивных моделей для прогноза временной динамики | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | R/S анализ | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Подходы анализа адекватности моделей прогноза временной динамики | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Сбор и предварительная обработка данных биржевых цен | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.9. | Применение простейших адаптивных моделей для прогноза биржевых цен | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.10. | Применение метода фазового анализа для прогноза временной динамики | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.11. | Экзамен | 4 | 27 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кремер Н.Ш. - отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Подкорытова О.А., Соколов М.В. | АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. | Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | КГТУ, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | 2. Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru | |||
Э3 | 3. РОССТАТ. Официальный сайт. .http://www.gks.ru | |||
Э4 | 4. РОССТАТ. Алтайский край. Официальный сайт. http://ak.gks.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, Тектовый процессор, Adobe Reader, Операционная система, Менеджер файлов, Архиватор (7-Zip). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |