МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы прикладного анализа временных рядов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы прикладного анализа временных рядов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Л.А. Хворова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Л.А. Хворова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний и навыков в области прикладного анализа данных временных рядов и решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Историю становления методологии анализа временных рядов и ее основных направлений.
- Основные методологические принципы анализа временных рядов и решения нестандартных задач анализа данных.
- Некоторые специальные методы анализа временных рядов с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Применять на практике изученные методы и подходы.
- Выполнять интерпретацию результатов анализа временных рядов.
- Применять современные нестандартные математические методы анализа данных временных рядов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Сбора и обработки статистической информации экономического содержания.
- Применения методов предварительной обработки и анализа данных в решении нестандартных задач.
- Применения методов спецификации и идентификации математических моделей временных рядов.
- Применения методов компьютерного моделирования для прикладного анализа данных временных рядов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эконометрический анализ временных рядов
1.1. Введение в дисциплину Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы построения эконометрических моделей Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Подходы к оценке адекватности эконометрических моделей Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Модели парной регрессии Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Модели множественной регрессии Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Система эконометрических уравнений Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Изучение структуры данных экономической статистики РФ Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Пракладной анализ экономических показателей Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Спецификация и идентификация моделей парной регрессии Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Спецификация и идентификация моделей множественной регрессии Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Применение тестов для проверки гипотезы гетероскедатичности данных Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Изучение структуры экономических показателей по данным статистического наблюдения РФ Сам. работа 4 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Сбор и подготовка данных статистического наблюдения для построения модели парной регрессии Сам. работа 4 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Спецификация и идентификация моделей парной регрессии Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Сбор и подготовка данных для идентификации моделей множественной регрессии Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Сравнительный анализ моделей парной регрессии, оценка адекватности Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Спецификация и идентификация моделей множественной регрессии Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Сравнительный анализ моделей множественной регрессии, оценка адекватности Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Оценка разрешимости системы эконометрических уравнений Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Адаптивные методы анализа временных рядов
2.1. Методы анализа временных рядов Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Простейшие адаптивные модели и их свойства Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Фазовый анализ временных рядов Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Прикладной анализ временного ряда биржевых цен Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Применение простейших адаптивных моделей для прогноза временной динамики Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. R/S анализ Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Подходы анализа адекватности моделей прогноза временной динамики Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Сбор и предварительная обработка данных биржевых цен Сам. работа 4 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Применение простейших адаптивных моделей для прогноза биржевых цен Сам. работа 4 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Применение метода фазового анализа для прогноза временной динамики Сам. работа 4 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Экзамен 4 27 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. - отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Подкорытова О.А., Соколов М.В. АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru
Э2 2. Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru
Э3 3. РОССТАТ. Официальный сайт. .http://www.gks.ru
Э4 4. РОССТАТ. Алтайский край. Официальный сайт. http://ak.gks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, Тектовый процессор, Adobe Reader, Операционная система, Менеджер файлов, Архиватор (7-Zip).
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.


2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.


3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.


4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.


5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.