МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риски в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Риски в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2016-2017 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Риски в туризме" являются глубокое изучение научных основ выявления рисков в туристической деятельности и методов безопасности туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 способностью формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков предприятия туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные риски в туризме и способы их минимизации.
способы действия в нестандартных ситуациях
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать туристский продукт, соответствующий всем требованиям безопасного обслуживания туристов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.безопасной жизнедеятельности
оказания помощи пострадавшим
владеть теоретическими и практическими знаниями, полученными из предыдущих дисциплин.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение.
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее структура. Основные определения и понятия. Классификация рисков, возникающих в туристской деятельности. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л2.5, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.2. Классификация рисков, возникающих в туристской деятельности. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л2.5, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.3. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике. Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.2, Л2.5, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. 2. Риски в туристической деятельности как фактор снижения конкурентоспособности фирм.
2.1. Методы определения величины рисков в условиях конкуренции. Оценка и распределение ущерба при возникновении риска. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
2.2. Риски в туристической деятельности как фактор снижения конкурентоспособности фирм. Практические 2 2 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
2.3. Технология проведения исследований в области туризма Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Формирование системы управления рисками в туристской компании.
3.1. Формирование системы управления рисками в туристской компании. Практические 2 4 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Страхование как метод управления рисками в туризме.
4.1. Страхование как метод управления рисками в туризме. Практические 2 4 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1
4.2. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 5. 5. Риски: психология и туристское потребление
5.1. Лекции 2 2
5.2. Риски: психология и туристское потребление. Практические 2 4 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
5.3. Анализ процессов формирования дестинаций в РФ на основе концепции ТРС Сам. работа 2 18 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Перспективы борьбы с туристскими рисками.
6.1. Перспективы борьбы с туристскими рисками. Перспективы борьбы в России и за рубежом. Практические 2 2 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1
6.2. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием предлагаемых условий. Подготовка к аттестации. Сам. работа 2 18 ОК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Цели и задачи дисциплины, ее структура.
2. Основные определения и понятия.
3. Классификация рисков, возникающих в туристской деятельности.
4. Методы определения величины рисков в условиях конкуренции.
5. Оценка и распределение ущерба при возникновении риска.
6. Системный подход к управлению рисками в туристской фирме.
7. Анализ финансовых результатов деятельности туристской фирмы.
8. Анализ ликвидности и платежеспособности туристкой фирмы.
9. Оценка финансовой устойчивости туристской компании с целью определения факторов риска.
10. Механизм реализации процесса управления рисками.
11. Инструменты «риск-менеджмента» как основное средство для снижения степени риска. Формы, виды и условия страхования туристских компаний.
12. Оценка экономической эффективности страхования инвестиционных рисков. Принципы и факторы страхования имущества туристских фирм.
13. Программы страхования туристов, выезжающих за рубеж.
14. Формы и методы страхования туристов и работников туристских компаний.
15. Комплексное обеспечение безопасности туристов в условиях наступления рисков.
16. Психологические проблемы туристических рисков.
17. Турриски и реализация турпродуктов.
18. Маркетинговые методы преодоления психологических проблем реализации турпродукта.
19. Перспективы борьбы с туристскими рисками. Перспективы борьбы в России и за рубежом.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Методы определения величины рисков в условиях конкуренции.
2. Оценка и распределение ущерба при возникновении риска.
3. Системный подход к управлению рисками в туристской фирме.
4. Механизм реализации процесса управления рисками.
5. Инструменты «риск-менеджмента» как основное средство для снижения степени риска.
6. Принципы и факторы страхования имущества туристских фирм.
7. Комплексное обеспечение безопасности туристов в условиях наступления рисков.
8. Перспективы борьбы с туристскими рисками в России и за рубежом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долженко Г.П. Основы туризма : учебное пособие МарТ, 2009 г.
Л1.2 Л. П. Шматько Страхование и риски в туризме: учеб. пособие М.: МарТ, 2010
Л1.3 А. Б. Косолапов Управление рисками в туристском бизнесе: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. А. Папирян Международные экономические отношения: Экономика туризма: М. : Финансы и статистика, 1998
Л2.2 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
Л2.3 Ю. Г. Сапронов, И. А. Занина, О. В. Соколовская Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л2.4 под ред. А. П. Дуровича Организация туризма: учеб. пособие для вузов Минск : Новое знание, 2006
Л2.5 Арефьев В.Е. Введение в туризм: учебное пособие для студентов географического факультета. Изд-во АГУ, 2002
Л2.6 Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме: Финансы и статистика, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.tourprom.ru/news
Э2 2. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru
Э3 3. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru
Э4 4. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru
Э5 5. Безопасность туристического кластера (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Э6 6. Технология создания безопасного турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Э7 7. Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
Э8 8. ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе на компьютерах должны быть установлены программы: MS Office; Word, Excel, PowerPoint
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/практических занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования..
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.
4.2.2 Организация самостоятельной работы
Каждый человек имеет индивидуальные особенности запоминания материала. У одних более развита память «зрительная», у других – иные ее виды. Кроме этого, некоторые люди обладают «специальными» видами памяти: на числа, на слова, на цвета, на мелодии и т.п. Чтобы продуктивно использовать ваши индивидуальные особенности, постарайтесь понять, какой вид памяти для вас является доминирующим, и сделайте акцент на соответствующий вид самостоятельной работы. Однако, независимо от вида доминирующей памяти, основные условия хорошего запоминания таковы:
1. Живость восприятия. Это значит, что вы должны хорошо представлять, о чем идет речь. Лучше запомнится материал, который был представлен в форме презентации. Лучше, если к каждому изученному тезису или положению вы сами подберете пример: вспомнив его, вы восстановите в памяти и сам тезис.
2. Ассоциативность. Воспроизведение (вспоминание) управляется законом ассоциации, следовательно, рекомендуется мысленно составлять эти ассоциативные образы. К примеру, изучение туристской номенклатуры может ассоциироваться с местами отдыха. Для создания ассоциации постарайтесь также зрительно вспомнить страницу книги, восстановить в памяти картинку, если она присутствовала на странице, и т.д. – это поможет вам вспомнить прочитанный текст.
3. Внимание. Как известно, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание (когда вы воспринимаете и запоминаете материал независимо от того, хотите этого или нет) может длиться всего несколько минут, и поэтому во время аудиторного занятия оно поддерживается преподавателем с помощью специальных методик. Занимаясь самостоятельно, вы можете использовать исключительно произвольное внимание, т. е. вынуждены делать усилие, чтобы прочитать, запомнить, понять и т.д. Однако без выработки навыков непроизвольного внимания успех невозможен.
4. Закон повторения. Материал необходимо освежать в памяти, причем, чем более длительным является период повторения, тем более продуктивным бывает обучение. Это правило выразилось даже в поговорке: «Повторенье – мать ученья».
Работа с литературой
По каждой дисциплине издано значительное количество литературы, которая отличается не только по объему, но и по качеству. Чтобы вы могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены основные и дополнительные источники литературы. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются практические задания и экзаменационные билеты.
Вы должны понимать, что даже самый объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, который существует по данной дисциплине. В учебнике, во-первых, приводятся и объясняются основные понятия и факты, причем их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в науке; во-вторых, обращается внимание на дискуссионные вопросы, что позволит вам изучить проблему по другим источникам и сформировать собственную точку зрения. Нередко в учебниках приводятся мнения и аргументация других ученых по какой-либо проблеме, что призвано содействовать углублению ваших знаний.
Кроме основных литературных источников, вы самостоятельно можете использовать дополнительную литература и интернет ресурсы, что особо актуально для заочников.
Независимо от вида литературы, работа с ней должна происходить в течение всего семестра, равномерно распределяясь по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.
При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Не забудьте отметить сложные и не понятные вам места, чтобы на консультации задать вопрос преподавателю.
Один из лучших способов закрепления материала – попытаться объяснить тему кому-либо, например, вашему однокурснику. В этом случае вы почувствуете, какие пробелы имеете в знании данного вопроса. Кроме этого, при работе с учебником вы можете составить несколько десятков сложных тестовых заданий, которые можете использовать на практических занятиях
Работа с конспектами лекций
«Лекция» (от лат. «lectio» - чтение) представляет собой систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.
В курсе «Риски в туризме» на лекции отводится 8 часов учебного времени. Преподаватель передает вам не просто знания (для этого, согласитесь, можно просто распечатать и раздать вам текст его лекций), - он передает свое мировоззрение, свой научный подход. Слушая лекции разных преподавателей, вы находитесь под влиянием различных мировоззренческих подходов и разных научных школ, и ваше образование становится многогранным, гармоничным. Поэтому именно непосредственный контакт студента и преподавателя формирует личность будущего специалиста.
Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.
1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.
2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
3.«Проблемная» лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Это более сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.
4.Ллекция-дискуссия(разновидность «проблемной» лекции) студенты одновременно должны следить и за мыслью преподавателя, и участвовать в диалоге, в который сознательно вовлекаются лектором, и успевать делать записи. Наиболее распространенная ошибка в этом случае - прекращение конспектирования. Если такое произошло, сразу после лекции восстановите в памяти ее содержание и обязательно сделайте записи (в учебнике эту тему в «проблемном» варианте вы не найдете). Такой вид лекции стимулирует ваши мыслительные способности, ориентирует на правильное конспектирование и отучает от записи «под диктовку».
5. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает ваши знания на более высокий, методологический, уровень.
6. Установочные (характерны для заочного обучения в качестве введения в дисциплину).
Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст).
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.
Написание реферата
Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается откурсовой и дипломной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.
Написание реферата (доклада) начинается с выбора темы и подбора литературы. В библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, который всегда поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:
- если вам необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;
- если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;
- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;
- в настоящее время библиотеки предоставляют платные услуги для составления списка литературы по требуемой тематике, однако откажитесь от соблазна воспользоваться этим, пока не освоите методику поиска литературы самостоятельно;
- не забывайте про ресурсы интернета, очень удобно пользоваться информационно-справочной системой библиотеки АлтГУ..
Для правильного написания реферата, курсовой работ и их оформления изданы специальные методические рекомендации, которые вы можете найти в библиотеке университете или на сайте аsu.ru. Несмотря на это, в студенческих работах присутствуют повторяющиеся ошибки, во избежание которых
Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
• краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
• сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
• замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
1. титульный лист,
2. содержание,
3. введение,
4. основную часть,
5. заключение,
6. литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
• интереса студента к конкретной разделу экологии;
• возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.
При написании курсовой работы каждый студент закрепляется за преподавателем - научным руководителем, а также получает индивидуальные консультации, которые проводятся, как правило, раз в неделю.
Подготовка к контролю знаний
Организация текущей аттестации проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке реферата по тематике дисциплины, а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Студенты должны на основе рекомендованной литературы подготовиться по соответствующим темам и ответить на вопросы тестов. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях.
Организация итоговой аттестации осуществляется в форме экзамена, на котором проверяются знания основных вопросов (тематика дисциплины);
Оценка «отлично» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.
Оценка «хорошо», если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах.
Оценка «удовлетворительно» в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, но ответы содержат несу¬щественные ошибки и неточности, при ответах рекомендованная литература использована недостаточно.
Оценка «неудовлетворительно», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы