МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреалогия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильРекреационный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_РС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Рекреалогия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов системы знаний о рекреации и ее роли в жизни человека и общества - рекреационных потребностях и соответствующих им формам рекреационной деятельности, рекреационных ресурсах и методах их оценки, социальном и экономическом значении рекреации, рекреационных системах и и взаимсвязях их элементов, о принципах, методах и подходах организации отдыха в соответствии с исторически меняющимися рекреационными потребностями общества. Формирование компетенции ОК-3.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия рекреалогии, виды рекреационных потребностей человека и общества и условия их формирования;
– виды рекреационной деятельности и соответствующие им рекреационные ресурсы, методы их оценки;
- формы рекреации, условия ее осуществления и соответствующие им отрасли рекреационной индустрии;
– структуру территориальной рекреационной системы и взаимодействие ее компонентов;
– особенности организации и функционирования территориальных рекреационных систем на на национальном, региональном и муниципальном уровнях;
- принципы, методы и подходы к организации отдыха в соответствии с исторически меняющимися рекреационными потребностями общества;
- теоретико - методологические подходы к организации самостоятельных научных исследований в области рекреалогии, методики организации и проведения самостоятельной научной работы, прикладных исследований, решения практических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.– выявлять факторы развития рекреации на региональном уровне с учетом территориальных особенностей;
- применять научные методы изучения рекреационных потребностей, прогнозировать изменения в туристско-рекреационном спросе, анализировать основные факторы развития рекреации и туризма на территориях разного ранга, проводить оценку туристско-рекреационного потенциала территории;
- применять комплексный научный подход к рациональной организации рекреационного хозяйства и управлению территориальными рекреационными системами на основе принципа устойчивого развития рекреации и туризма;
- определять приоритетные направления в развитии рекреации;
- выбирать оптимальные варианты размещения объектов рекреации, режима использования и оборудования рекреационной территории, транспортного обслуживания, размещения учреждений культурно-бытового назначениявыделять участки под перспективное туристско-рекреационное освоение;
- использовать имеющийся творческий потенциал для решения теоретических и практических задач в области рекреалогии, правильно организовать самостоятельную работу, объективно оценивать возможности самореализации в области рекреалогии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыки моделирования рекреационной деятельности;
– навыки оценки рекреационных ресурсов; туристской освоенности и перспектив развития туризма в различных регионах;
- принципами разработки моделей развития рекреации с учетом территориальных особенностей;
- навыками быстрой адаптации к изменениям условий среды, новым задачам,саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Рекреалогия как наука. Основные концепции рекреации и досуга.
1.1. Рекреалогия как комплексное научное направление. Связь с другими науками. Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии, экономике, географии, других науках. Понятие "рекреация", исория ее развития. Рекреация как социально-экономическое явление. Основные понятия рекреалогии. Рекреация и отдых. Свободное время и досуг. Классификация досуговых концепций. Свободное и рекреационное время. Рекреационные концепции. Функции рекреации. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.2. 1. Рекреация: обзор основных понятий и определений. Связь с другими науками. 2. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Рекреация как социально-экономическое явление. 3. Структурные особенности свободного времени. Значимость свободного времени. 4. Структура рекреационного времени и типы рекреации ей соответствующие. Рекреационное время и пространство, и их соотношение. 5. Свободное время и досуг. Классификация досуговых концепций. 6. Свободное и рекреационное время. Рекреационные концепции. 7. Функции рекреации. Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.3. Понятия рекреалогии, рекреации, последовательные фазы рекреации, важнейшие особенности рекреации, основные группы общественных функций рекреации, общие тенденции развития рекреации. Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии, экономике, правоведении и ряде других наук. Исследование рекреации как комплексное научное направление и задача. Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Пассивный и активный пространственные стандарты рекреации. Рекреация как социокультурный феномен. Нерабочее время и его функции. Структурные особенности свободного времени. Значимость свободного времени. Структура рекреационного времени и типы рекреации ей соответствующие. Функции рекреационного времени. Рекреационное пространство, элементы деятельности по организации пространства. факторы многомерности рекреационного пространства, взаимозависимость размеров свободного времени и рекреационного пространства. Пространственно-временная динамика поведения людей и рекреация. Временные ритмы перемещения людей в пространстве. Категории рабочее, нерабочее и свободное время и их соотношение. Время рекреационное и социальное. Гуманистическая концепция - досуг как цель бытия. Институциональная концепция (различия между досугом и деятельностью устанавливаются на основе расхождений ценностных установок в сфере религии, образования, политики и других идеологических институтов). Эпистемологическая (связывает досуговую деятельность и ее содержание с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир). Социологическая (рассматривает досуг как совокупность определенных элементов, противоположных работе и определяющих досуговую деятельность как свободную и добровольную, предоставляющую возможность творчества). Досуг как рекреация. Досуг как удовольствие. Досуг как восстановление сил. Досуг как состояние бытия. Досуг как функция. Досуг как социальная стратификация. Теория игровой рекреации. Теории, основанные на признании инстинкта как основного действующего мотива в рекреационной деятельности. Теории, рассматривающие в качестве основного мотива рекреации удовольствие. Теория гомеостаза. Концепции, объясняющие, когда происходит рекреация, т.е. рекреация как досуг. Концепции, объясняющие, почему происходит рекреация, т.е. рекреация как результат мотивации. Концепции, объясняющие, как происходит рекреация, т.е. рекреация как условие свободного выбора. Концепции, объясняющие, каким образом происходит рекреация, т.е. рекреация как активная деятельность. Концепции, объясняющие, в каком контексте происходит рекреация, т.е. рекреация как добродетель. Привести примеры. Сам. работа 1 16 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. 2. Рекреационные потребности и рекреационная деятельность.
2.1. Рекреационные потребности в контексте рекреационной деятельности. Классификация рекреационных потребностей. Общественные рекреационные потребности. Групповые рекреационные потребности. Личные рекреационные потребности. Компоненты формирования рекреационных потребностей. Факторы, формирующие рекреационные потребности. Самоорганизация и самоценность рекреационной деятельности, игровой элемент, переход некоторых трудовых действий в рекреационные, комбинирование различных занятий. Факторы ограничения рекреационной деятельности: астрофизические (день, ночь, сезоны), биоклиматические, физиологические. Понятие о циклах рекреационных занятий. Временные циклы. Программы занятий и самоорганизация циклов. Формирование групповых циклов. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. Базовая модель структуры отдыха человека. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.2. 1. Рекреационные потребности, их классификация. 2. Основные группы рекреационных потребностей человека, их характеристика. 3. Рекреационная деятельность. Классификация видов рекреационной деятельности. Критерии рекреационной деятельности. 4. Элементарные рекреационные занятия. Циклы рекреационной деятельности. Типы рекреационной деятельности, их связь с циклами рекреационной деятельности. 5. Базовая модель отдыха человека. Функциональные уровни модели. Практические 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.3. Классификация видов рекреационной деятельности, виды рекреационной деятельности по общественной функции и технологии, критерии рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения времени, деление свободного времени в зависимости от характера его использования. Типология собственно рекреационных занятий. Понятие «цикл рекреационной деятельности». Определение целевых рекреационных занятий с позиции рекреационных функций и их виды, определение цикла рекреационных занятий, взаимозависимость элементарных рекреационных занятий в рамках одного цикла. Типы рекреационной деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для: ежедневного отдыха, еженедельного отдыха, для отпуска. Выявить наиболее важные характеристики элементарных рекреационных занятий. Интенсивность рекреационной деятельности.Иерархия элементарных рекреационных занятий в рамках одного цикла, типы соотношения рекреационных занятий при моделировании и конструировании циклов. Сам. работа 1 16 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. 3. Рекреационные ресурсы и рекреационные системы.
3.1. Туристско-рекреационные ресурсы, их характеристика. Методы оценки туристско-рекреационных ресурсов. Туристско-рекреационный потенциал территории. Рекреационные системы. Территориальная рекреационная система, ее характеристика. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.2. 1. Туристско-рекреационные ресурсы, их классификация. 2. Подходы и методики оценки природных ресурсов. 3. Подходы и методики оценки историко-культурных ресурсов. 4. Подходы и методики оценки социально-экономических ресурсов. 5. Туристско-рекреационный потенциал территории. Подходы к его оценке. 6. Концепция территориальной рекреационной системы (ТРС), теория туристской дестинации. 7. Структура территориальной рекреационной системы. Практические 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.3. Непосредственные и косвенные туристско-рекреационные ресурсы. Природные туристско-рекреационные ресурсы. Ресурсы различных видов рекреации и туризма. Атмосфера (климат), литосфера (рельеф), гидросфера (водные объекты), растительность и животный мир (видовое богатство), ландшафт в целом. Историко-культурные туристско-рекреационные ресурсы. Материальные и духовные историко-культурные ресурсы. Этапы оценки (выделение основных компонентов, выбор критериев оценки, проведение собственно оценки). Социально-экономические туристско-рекреационные ресурсы. Туристсо-рекреационная инфраструктура, ее характеристика. Объекты размещения. Объекты питания. Транспортная инфраструктура. Объекты развлечения. Определение степени важности рекреационной функции для экономического развития изучаемой территории (характеристика туристско-рекреационного комплекса, народных промыслов, торговли местной продукцией). Проведение оценки. Туристско-рекреационный потенциал территории, его характеристика. Основные подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала. Методологические подходы к понятию туристско-рекреационного потенциала (результативный, ресурсный, системный). Выполнить задание по комплексной оценке туристско-рекреационного потенциала. Понятие "территориальная рекреационная система" (ТРС), ее концепция. Структура ТРС. Концепция Р. Лейпера и ее отличие от концепции ТРС. Подсистемы ТРС (группа отдыхающих, природный и историко-культурный комплекс, обслуживающий персонал, орган управления), взаимодействие между ними. Сам. работа 1 18 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Учреждения рекреационного сервиса.
4.1. Рекреационные учреждения кратковременного отдыха: по восстановлению физических сил (фитнес–центры, СПА и велнес–клубы, здоровительно – спортивные центры, клубный отдых), рекреационные учреждения по развитию духовных сил (клубы, дома культуры,театры, музеи, концертные залы). Рекреационные учреждения длительного отдыха: лечебно–оздоровительные, спортивного туризма, детского отдыха, круизные суда. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.2. 1. Значение рекреационной деятельности для восстановления физического и духовного здоровья населения. Физическое и стрессовое утомление в результате производственной деятельности. Синдром постоянной усталости и его последствия. 2. Рекреационные учреждения кратковременного отдыха (дать развернутую характеристику на конкретных примерах). 3. Рекреационные учреждения по развитию духовных сил (дать развернутую характеристику на конкретных примерах). 4. Рекреационные учреждения длительного отдыха (дать развернутую характеристику на конкретных примерах). 5. Особенности курортной рекреации, основные функции современной курортно - рекреационной системы, задачи деятельности курортной индустрии в новых социально-экономических условиях. Рекреационная сеть, ее характеристика, основные показатели ее развития, рекреационные учреждения. Практические 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.3. Значение рекреационной деятельности для восстановления физического и духовного здоровья населения. Физическое и стрессовое утомление в результате производственной деятельности. Синдром постоянной усталости и его последствия. Рекреационные учреждения кратковременного отдыха, их характеристика (привести конкретные примеры). Рекреационные учреждения по развитию духовных сил, их характеристика (привести конкретные примеры). Рекреационные учреждения длительного отдыха. Особенности курортной рекреации, основные функции современной курортно - рекреационной системы, задачи деятельности курортной индустрии в новых социально-экономических условиях. Рекреационная сеть, ее характеристика, основные показатели ее развития, рекреационные учреждения. Типы лечебно-оздоровительных рекреационных учреждений и их характеристика. Характеристика основных функциональных зон лечебно-оздоровительных рекреационных учреждений. Сам. работа 1 18 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Нормативно-правовое обеспечение и управление в сфере рекреации и туризма Российской Федерации.
5.1. Лекции 1 2
5.2. 1. Федеральные законы: «О природных лечебных ресурсах, лечебно–оздоровительных местностях и курортах». 2. «Об основах туристской деятельности» с учетом внесенных поправок. 3. Федеральные и региональные целевые программы развития туризма и курортной деятельности. Принципы их реализации и эффективность. Другие нормативные акты и документы. 4. Целевые программы развития туризма и курортного дела в Алтайском крае. Принципы реализации и эффективность. 5. Принципы составления рекреационного реестра. 6. Государственный свод природного и культурного наследия. 7. Рекреационный кадастр: функциональная, качественная и количественная оценки рекреационных угодий. Практические 1 6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
5.3. 1. Федеральные законы: «О природных лечебных ресурсах, лечебно–оздоровительных местностях и курортах». 2. «Об основах туристской деятельности» с учетом внесенных поправок. 3. Федеральные и региональные целевые программы развития туризма и курортной деятельности. Принципы их реализации и эффективность. Другие нормативные акты и документы. 4. Целевые программы развития туризма и курортного дела в Алтайском крае. Принципы реализации и эффективность. 5. Принципы составления рекреационного реестра. 6. Государственный свод природного и культурного наследия. 7. Рекреационный кадастр: функциональная, качественная и количественная оценки рекреационных угодий. Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гировка, Н.Н. Рекреационные ресурсы : Нижний Новгород : ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учеб. -метод. комплекс М.: Флинта, 2005
Л1.3 Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС, 2001
Л2.2 Трухачев А. В. , Таранова И. В. Туризм. Введение в туризм: учеб. пособие для вузов Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 НазаркинаВ.А., Владыкина Ю.О., Воротникова Е.Ю. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационно-справочная система ООПТ России - http:// www oopt.info
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система АлтГУ (ЭБС) – это информационная система, обеспечивающая создание и хранение документов в электронном виде, с возможностью эффективного доступа к ним через средства вычислительной техники. ЭБС является частью Научной библиотеки АлтГУ (НБ) и представляет собой упорядоченный комплекс разнородных электронных массивов информации и электронных средств доступа - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС https://www.biblio-online.ru/

Многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" (www.studentlibrary.ru) является электронной библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. олностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3+) к комплектованию библиотек, в том числе электронных, в части формирования фондов основной и дополнительной литературы, для СПО, ВО и аспирантуры. ЭБС «Консультант студента» создает все условия для инклюзивного образования, обеспечивающие возможность использования адаптивных технологий для обучения людей с ограниченными возможностями, в частности незрячих и слабовидящих - http://www.studentlibrary.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в РоссииНа официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток). КонсультантПлюс: основные документы» — оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. По расписанию доступна расширенная база документов. Вся информация в приложении ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов. Для работы без доступа в интернет можно заранее поставить закладки на любой документ или его часть. Документы с закладками сохраняются в разделе «Избранное». Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств (смартфонов и планшетов), смартфонов на Windows Phone, планшетов на Windows - https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_sistema

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЛекции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо вести конспект. В случае возникновения вопросов в ходе лекции их следует задать преподавателю в установленном порядке (по ходу изложения материала, либо в конце лекции), либо пометить в конспекте и разобраться в процессе самостоятельной работы.
Лекция является первым шагом подготовки обучающихся к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой
Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение обучающимися практических и семинарских заданий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержание практических и семинарских заданий определяется в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля.
Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Семинарское занятие - одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В зависимости от поставленных задач практические занятия и семинары могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в модератора. Семинары могут проходить в виде выступлений студентов с докладами, рефератами и их обсуждением; интеллектуального и коммуникативного тренинга, деловых игр, ролевых игр, мировоззренческих марафонов, ток-шоу, дидактических игр, конкретных профессиональных ситуаций и других формах.
Разные формы проведения практических занятий способствуют тому, что находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающегося, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Практические задания могут носить:
Репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Частично-поисковый характер: эти работы отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать необходимое оборудование, способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы;
Поисковый характер: такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.
На практических и семинарских занятиях могут применяться следующие формы работы:
Фронтальная - все студенты выполняют одну и ту же работу;
Групповая - одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек;
Индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемому вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы, а также подготовить доклад и презентацию, если такое задание предусмотрено.
Начинать подготовку надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям заранее (оптимально за неделю до их начала). На основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося.
Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа: написание рефератов, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
Самостоятельная работа с основной литературой (учебником). При работе с учебником необходимо научиться правильно его читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки чтения - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, конспектируя все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного рассмотрения).
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют дефиниции, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций. Так же следует отмечать вопросы для консультации с преподавателем. Сделанные в результате изучения материала выводы рекомендуется также занести в конспект. Часто студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Работа с дополнительной литературой.
Необходимо:
- систематизировать дополнительную литературу с точки зрения ее большей функциональности - что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что будет использовано для расширения общего кругозора;
- выписывать все выходные данные по каждой книге, что поможет в случае необходимости правильно сформировать список литературы;
- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
- кратко конспектировать основные идеи, изложенные в источнике;
- следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты, для чего необходимо научиться читать, в случае необходимости, со словарем для понимания каждого прочитанного слова;
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковая;
2. усваивающая;
3. аналитико-критическая;
4. творческая.
С выделенными установками связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала, в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
6. творческое чтение –поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Подготовка к практическому занятию. Практические занятия проводятся по лекционному материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Они направлены на закрепление лекционного материала с помощью решения проблемных ситуаций и задач, часть из которых студенты должны решить самостоятельно. При их самостоятельном решении необходимо обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если возникает несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Прежде, чем приступать к решению, следует составить его краткий план. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.
Правила написания реферата. Реферат (от лат. Rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике. Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом.
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать:
• знание современного состояния проблемы;
• обоснование выбранной темы;
• использование известных результатов и фактов;
• полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
• актуальность поставленной проблемы;
• материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Требования к оформлению и защите реферативных работ.
1. Общие положения:
1.1. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Работа представляется в отдельной папке.
2. Типовая структура реферата
1. Титульный лист.
2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
План реферата отражает основной его материал:
I. Введение………………………………………………………….стр.
II. Основная часть (по типу простого или
развернутого)………………………………………………….…….стр.
III. Заключение.……………………………………….…………….стр.
IV. Список литературы……………………………………………..стр.
V. Приложения……………………………………………………...стр.
Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Включаются источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации (например [1, с.18]). В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».
Требования к защите реферата:
Защита продолжается в течение 10 минут по плану:
• актуальность темы, обоснование выбора темы;
• краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;
• выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.
Автору реферата по окончании представления реферата могут быть заданы вопросы по теме реферата.
Подготовка к экзамену. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания дисциплины. На экзамене студент демонстрирует знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами устанавливается интервал не менее 3 дней. В эти дни необходимо систематизировать уже имеющиеся знания. Важно посещать консультации перед экзаменом.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра. Важным моментом является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. При подготовке к экзамену студент должен проработать учебники и другие информационные источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы РПД. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний и получения высоких результатов при сдаче зачетов и экзаменов.