МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика профессиональной деятельности в общественном питании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильРесторанно-гостиничная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этика профессиональной деятельности в общественном питании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системных знаний о профессиональной этике и этикета и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль этических знаний в профессиональной деятельности;
- основные требования в области нравственности, предъявляемому современному специалисту сервиса и туризма;
- наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций.
3.2.Уметь:
3.2.1.- учитывать этические и правовые нормы при разработке экологических и социокультурных проектов;
- определять моральную проблематику в ситуациях профессионального общения;
- применять принципы теоретического анализа общечеловеческих норм этики к практике деловых отношений;
- применять полученные знания в рамках делового общения в профессиональной среде;
- составить этический кодекс в области сервиса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- делового общения и этических отношений в целях обеспечения высокой конкурентной позиции своей организации, умелой адаптации в деловом мире;
- построения эффективной модели общения;
- анализа ситуации нравственного конфликта в деловых отношениях и предлагать варианты их разрешения;
- коммуникативными способностями и этическими навыками в общении с клиентами, партнерами, коллегами по работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры
1.1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие этики как науки и явления духовной культуры Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции
2.1. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений
3.1. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Особенности этики в различных сферах жизнедеятельности: управленческая этика, этика сферы предпринимательства, этика партнерских отношений Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. «Корпоративная этика»: генезис, особенности, социальные последствия Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Этикет как социальное явление и феномен культуры Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Этика и этикет в этнокультурных отношениях Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Виды современного этикета Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Этикет делового человека Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Культура письменной речи и административный речевой этикет Сам. работа 3 19 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Протокольные аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч Сам. работа 3 18 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Ведение деловых бесед по телефону: особенности, правила ведения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Этикет деловых приемов. Деловые подарки и сувениры Сам. работа 3 18 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений: учебник М.: Проспект, 2009
Л1.2 Ермакова Ж., Тетерятник О., Холодилина Ю. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загорская Л. М. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Профессиональная этика и этикет в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft PowerPoint 2010,MS Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.