МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональный маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Региональный маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 ТУРИЗМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №837)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины региональный маркетинг является:
Освоение теоретических знаний в области регионального маркетинга, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимый компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов
ПК-9 способностью оценивать и осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов в туристской индустрии на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия, определения, особенности и теоретические основы регионального маркетинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике маркетинговые исследования туристской деятельности;
- разрабатывать проекты регионального маркетинга;
- использовать маркетинговые коммуникации в деятельности туристских предприятий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью к анализу и поиску новой информации в области регионального маркетинга;
- умениями разрабатывать системный, стратегический подход в планировании маркетинговой деятельности на региональном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Понятие регионального маркетинга.
1.1. Комплекс маркетинга туристской территории Практические 2 6 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия. Цели и задачи. Регион как объект маркетинга. Различные подходы к определению «региона». Регион как рынок. Целевые рынки покупателей услуг территории. Функции маркетинга территории. Уровни маркетинга регионов. Лекции 2 4 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада Тестирование Сам. работа 2 26 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Уровни маркетинга территории.
2.1. Маркетинг страны. Конкурентоспособность страны. Страновая идентификация. Маркетинг региона. Конкурентоспособность регионов. Маркетинг города. Специфика. Информация и индикаторы состояния городов. маркетинговые стратегии городов и планирование городского развития. Лекции 2 4 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные формы и методы продвижения туристской территории Практические 2 6 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Тестирование. Сам. работа 2 28 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Организация регионального маркетинга.
3.1. Участие различных органов власти в региональном маркетинге. Процесс планирования и реализации регионального маркетинга. Стратегия и тактика маркетинга региона. Маркетинг имиджа. Позиционирование региона. Маркетинг достопримечательностей, инфраструктуры, персонала. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Маркетинг имиджа. Позиционирование региона. Маркетинг достопримечательностей, инфраструктуры, персонала. Практические 2 6
3.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Тестирование. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 26 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абабков Юрий Николаевич Маркетинг в туризме: Учебник ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л1.2 Логунцова И. В., Малькова И. В. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Реброва, Н.П. Территориальный маркетинг: учеб. пособие Москва : Издательство "Прометей", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Российский Союз Туриндустрии: http://www.rostourunion.ru/
Э2 2.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 3.Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Э4 4.Статистика туризма: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э5 5.Основные направления совершенствования статистики международного туризма: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Э6 6.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю: http://ak.gks.ru/
Э7 7. http://tourlib.net/lib.htm
Э8 8. http://ktmz.boom.ru/library/region/index.htmlhttp://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э9 9. http://www.russiatourism.ru/
Э10 10. Курс в Moodle "Региональный маркетинг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.