МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП_1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих магистров теоретических знаний и практических навыков по организации и проведению экономического анализа предприятий туристской индустрии, по обоснованию принимаемых решений для реализации финансовой политики и управления предпринимательской деятельностью в данной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции, предмет, методы и методику проведения экономического анализа;
объекты экономического анализа и организационные подходы к его проведениюю.
информационно-аналитические возможности бухгалтерского учета и отчетности для оценки финансового положения организации;
направления практического использования результатов экономического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять динамику производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг;
оценивать конкурентоспособность продаж;
анализировать по всем существенным аспектам бухгалтерскую (финансовую);
определять финансовую состоятельность (несостоятельность) туристского предприятия, устойчивость его функционирования, кредитоспособность, инвестиционную привлекательность;
составлять аналитические записки (обзоры), формулировать выводы и рекомендации;
выявлять факторы формирования и использования финансовых результатов деятельности туристских предприятий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами экономического анализа;
методикой расчета финансово-экономических показателей оценки деятельности туристских предприятий и факторов, оказывающих воздействие на их изменение;
навыками обобщения результатов проведенного анализа; их интерпретации, формулирования выводов и рекомендаций, направленных на укрепление финансового положения туристского предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Научные основы финансово-экономического анализа предприятия туристской индустрии Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Научные основы финансово-экономического анализа предприятия туристской индустрии Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Научные основы финансово-экономического анализа предприятия туристской индустрии Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Анализ производственных ресурсов предприятия туристской индустрии Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Анализ производственных ресурсов предприятия туристской индустрии Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Анализ производственных ресурсов предприятия туристской индустрии Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Анализ объема продаж предприятия туристской индустрии Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Анализ объема продаж предприятия туристской индустрии Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Анализ объема продаж предприятия туристской индустрии Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Анализ затрат на производство и реализацию туристского продукта Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Анализ затрат на производство и реализацию туристского продукта Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Анализ затрат на производство и реализацию туристского продукта Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Анализ финансовых результатов туристского предприятия по данным бухгалтерской отчетности Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Анализ финансовых результатов туристского предприятия по данным бухгалтерской отчетности Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Анализ финансовых результатов туристского предприятия по данным бухгалтерской отчетности Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Анализ финансового состояния предприятия туристской индустрии Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Анализ финансового состояния предприятия туристской индустрии Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Анализ финансового состояния предприятия туристской индустрии Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Роль экономического анализа в управлении предприятием.
Понятие, содержание и виды экономического анализа.
Анализ функционирования предприятия туристской индустрии.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия туристской индустрии.
Анализ структуры производственных ресурсов на предприятиях туристской индустрии.
Основные и оборотные фонды предприятий туризма; понятие, структура, назначение, показатели эффективности.
Анализ состава и структуры кадров на предприятиях туризма.
Формы и системы оплаты труда на предприятии туристской индустрии.
Производительность труда в сфере туризма.
Туристский продукт и его конкурентоспособность.
Эффективность реализации туристского продукта.
Формирование и анализ объема продаж.
Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
Анализ затрат на производство и реализацию туристского продукта.
Управление издержками производства.
Анализ распределения прибыли предприятия туристской индустрии.
Анализ образования фондов и их использование.
Анализ рентабельности предприятий туризма.
Анализ структуры цены на туристский продукт.
Анализ источников финансирования предприятий туризма.
Специфика налогообложения предприятий туризма.
Анализ эффективности капитальных вложений.
Финансы предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия туристской индустрии.
Финансовая отчетность предприятия, ее значение.
Анализ ликвидности.
Анализ платежеспособности.
Анализ финансовой устойчивости предприятия туристской индустрии.
Анализ деловой активности предприятия.
Разработка управленческого решения по результатам экономического анализа.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Анализ финансового состояния туристской организации
Анализ финансовых результатов туристской организации
Анализ деловой активности туристской организации
SWOT-анализ в туризме
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернов В. А. Экономический анализ. Торговля. Общественное питание. Туристский бизнес: учеб. пособие для экон. вузов и спец. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник М.: Проспект, 2008
Л2.2 Н. П. Любушин Экономический анализ: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.fd.ru
Э2 www.aup.ru
Э3 www.expert.ru
Э4 www.finanalis.ru
Э5 www.cfin.ru
Э6 www.rbc.ru
Э7 www.fira.ru
Э8 www.finmarket.ru
Э9 www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
Э10 www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_3.html
Э11 Курс в Moodle "Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.