МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология в туристской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология в туристской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение будущими специалистами в области сервиса теоретических знаний и практических навыков по вопросам психологии делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные категории психологии делового общения, структуру дисциплины;
• систему понятий психологии общения: коммуникация, средства коммуникации, деструктивное, дефектное, доверительное общение и т.д.;
• историю развития психологии делового общения;
• виды деловых отношений в управлении и их характеристики;
• наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций;
• закономерности психологического общения в профессиональном коллективе.


- систему понятий психологии общения: коммуникация, средства коммуникации, деструктивное, дефектное, доверительное общение и т.д.;
- историю развития психологии делового общения;
- виды деловых отношений в управлении и их характеристики;
- наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций;
- закономерности психологического общения в профессиональном коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.• хорошо ориентироваться в вопросах психологического исследования делового общения и личности профессионала, учитывая новые достижения в данной области знания;
• объективно и всестороннее анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи делового общения;
• планировать и осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества;
• применять полученные знания в рамках делового общения в профессиональной среде;
• распознавать причины профессиональных конфликтов и уметь избегать их.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки:
• делового общения и деловых отношений в целях обеспечения высокой конкурентной позиции своей организации, умелой адаптации в деловом мире;
• построения эффективной модели общения;
• грамотной работы с литературой по психологии делового общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологические основы делового общения. Коммуникации в деловом общении
1.1. Психологические основы делового общения Лекции 2 1
1.2. Психологические основы делового общения Практические 2 2
1.3. Психологические основы делового общения Сам. работа 2 8
Раздел 2. Коммуникации в деловом общении
2.1. Коммуникации в деловом общении Лекции 2 1
2.2. Коммуникации в деловом общении Практические 2 2
2.3. Коммуникации в деловом общении Сам. работа 2 8
Раздел 3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание)
3.1. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание) Лекции 2 2
3.2. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание) Практические 2 1
3.3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание) Сам. работа 2 8
Раздел 4. Интерактивный компонент делового общения
4.1. Интерактивный компонент делового общения Практические 2 1
4.2. Интерактивный компонент делового общения Сам. работа 2 6
Раздел 5. Содержание и основные понятия психологии управления
5.1. Содержание и основные понятия психологии управления Сам. работа 2 8
Раздел 6. Психологические основы формирования групп и управления коллективом
6.1. Психологические основы формирования групп и управления коллективом Сам. работа 2 12
Раздел 7. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами
7.1. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами Сам. работа 2 12
Раздел 8. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
8.1. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний Сам. работа 2 12
Раздел 9. Невербальные средства общения
9.1. Невербальные средства общения Сам. работа 2 12
Раздел 10. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи
10.1. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи Сам. работа 2 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету/экзамену
Тема 1. Психологические основы делового общения
1. Понятие общения, его сущность и движущие силы.
2. Цели и содержание делового общения.
3. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения.
4. Функции и виды делового управленческого общения.
5. Уровни общения: между личностью и группой; внутри группы; между группами. Типы общения: вербальное и невербальное.
6. Потребность в общении. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения.
7. Возрастные особенности мотивации общения.
Тема 2. Коммуникации в деловом общении
8. Коммуникативные процессы между персонифицированными субъектом и объектом управления.
9. Слушание в общении. Умение слушать как необходимое условие понимания позиции партнера.
10. Виды слушания (направленное, критическое слушание; эмпатическое слушание; нерефлексивное слушание; активное рефлексивное слушание). Мужской и женский стиль слушания.
11. Ошибки слушания. Непродуктивное общение. Трудности эффективного слушания.
12. Внешние помехи и «вредные привычки» слушания. Причины искажения и потерь информации.
13. Виды и способы осуществления «обратной связи».
Тема 3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание)
14. Взаимопонимание в общении.
15. Первое впечатление и точность интерпретации. Направленное формирование первого впечатления.
16. Факторы ограничения восприятия.
17. Роль точности восприятия партнера по деловому общению.
18. Ошибки, возникающие при построении образа партнера по деловому общению.
19. Невербальные средства процесса делового общения.
20. Чувства и эмоции в деловом общении.
21. Роль стереотипов в понимании других людей.
Тема 4. Интерактивный компонент делового общения
22. Способы установления взаимодействия. Поведение с собеседниками различных психологических типов.
23. Формирования интереса и привлечение внимания к своему сообщению.
24. Возбуждение любознательного отношения. Формирование делового интереса.
25. Особенности мужского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения женщин – деловых партнеров и коллег.
26. Особенности женского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения мужчин – деловых партнеров и коллег.
Тема 5. Содержание и основные понятия психологии управления
27. Предмет, цели и задачи психологии управления.
28. Психологическое содержание деятельности руководителя.
29. Основные этапы управленческого общения.
30. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению.
31. Личностные качества и поведенческие особенности лидера.
32. Отношения между лидером и подчиненными.
33. Формальный и неформальный лидер. Выдвижение лидера как процесс групповой динамики.
34. Взаимосвязь понятий «лидерство» и «власть». Понятие и основы власти.
35. Трудовая мотивация и её характеристика.
36. Принципы и типы трудовой мотивации.
37. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом. Стадии снижения трудовой мотивации.
38. Физиологический, психологический и предметно-действенный аспекты трудовой деятельности.
39. Стимулы и их виды: материальные, моральные, социальные, социально-психологические. Современные системы морального и материального стимулирования работников.
Тема 6. Психологические основы формирования групп и управления коллективом
40. Формирование групп. Классификация групп.
41. Социальная и социально-психологическая структура группы.
42. Основные характеристики коллектива. Его формирование и управление.
43. Организация, группа и команда.
44. Коммуникативные сети как элемент структуры группы.
45. Механизм подчинения.
46. Социальное влияние и конформизм.
47. Солидарное поведение. Виды солидарного поведения. Факторы, влияющие на солидарное поведение.
Тема 7. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами
48. Конфликт, его природа и сущность. Функции и структурные элементы конфликтов.
49. Причины конфликта. Стадии конфликта, способы разрешения.
50. Типы конфликтных личностей. Методы нейтрализации негативного лидера.
51. Диагностика конфликтов как предпосылка их разрешения. Условия и принципы эффективного разрешения конфликтов.
52. Управление конфликтом. Тактика воздействия на конфликтующие стороны. Правила разрешения конфликтов.
53. Вероятные исходы конфликтов. Стратегия и модели разрешения конфликтов. Основные условия урегулирования конфликта посредником.
54. Спор и конфликт: общее и различия. Разновидности и методы спора. Логическая структура спора.
55. Возможные результаты спора: победа или компромисс. Культура делового спора.
56. Критика и ее роль в служебных отношениях. Этические аспекты критики.
Тема 8. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
57. Психология делового партнерства: общая характеристика.
58. Искусство выражения волеизъявления: просьба, указание, приказ, совет, пожелание.
59. Искусство выражения оценки: похвала, одобрение, замечание, насмешка, оскорбление, брань. Отношение к грубой речи.
60. Особенности проведения деловых переговоров. Культура проведения переговоров.
61. Совещания в профессиональной деятельности. Искусство управления деловым совещанием.
62. Беседа: содержание, структура. Тематика беседы. Типы беседы. Беседа и культура речи.
63. Речевое поведение в беседе: стратегия и тактика. Социальные и коммуникативные роли говорящих.
64. Реакция на речевое воздействие собеседника. Выражение согласия, несогласия, отказа, разрешения, запрета.
65. Вопросы к собеседнику как прием управления его поведением. Виды вопросов. Правила их задавания.
66. Тактика ответов. Виды ответов. Приемы эффективного слушания.
Тема 9. Невербальные средства общения
67. Сущность и особенности невербального общения. Невербальные средства общения (кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, проксемические средства общения): общая характеристика.
68. Типы невербального поведения.
69. Первичные и вторичные сигналы поведения. Сигналы уровня содержания и сигналы уровня отношения в контексте переговорного процесса.
70. Язык мимики и жестов в деловой коммуникации. Классификация жестов.
71. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения.
Тема 10. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи
72. Культура речи и речевой этикет.
73. Роль речевого воздействия в деловых отношениях.
74. Ведение деловых бесед по телефону: особенности, правила ведения.
75. Психологические особенности общения по телефону. Этапы построения общения по телефону.
76. Принципы телефонного этикета. Этикетные правила при разговоре по городскому телефону. Этикетные правила при общении по мобильному телефону.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
Самопрезентация и имидж делового человека как факторы эффективного общения.
Способы эффективного ведения деловых переговоров.
Особенности делового общения в конфликтной ситуации.
Понятие манипуляции в деловом общении. Стратегии и тактики манипулирования.
Психологические качества успешного руководителя.
Феномен личностного влияния в деловом общении.
Трудности и дефекты делового общения.
Вербальные и невербальные средства в практике делового общения.
Речевая культура делового человека.
Барьеры в деловом общении.
Виды письменного делового общения и этические требования к ним.
Критика и ее роль в деловом общении. Этические аспекты критики.
Требования делового этикета к проведению презентаций.
Имидж делового человека как механизм влияния на эффективность делового общения.
Этика деловых отношений.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тесты, контрольные вопросы, рефераты

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Microsoft PowerPoint 2010,MS Office.
6.3. Перечень программного обеспечения
Ноутбук, переносной экран, проектор.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.