МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.псх.н., Доцент, Любимова О.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 ТУРИЗМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №837)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование нравственной, этической, мировоззренческой позиции профессионала-психолога, повышение уровня его личностной, профессиональной зрелости средствами предметной деятельности
• Формирование целостного представления студента о структуре, динамике, процессах сознания и самосознания личности, психологии суьекта деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности
• Психологическое содержание категорий субъект, субъектность
• Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии
• Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта»
• Базовые принципы теории самоорганизующихся систем.
• Современные исследования сознания и опыт моделирования и построения искусственного интеллекта.
• Функции самосознания и его компоненты.
• Психологическое содержание категории смысл.
• Содержание и факторы динамики смысловых процессов
• Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида.
• Психологическое содержание поступка.
• Параметры анализа самосознания в клинической практике М.Розенберга.
• Виды рефлексии.
• Нейропсихологические основы рефлексии.
• Виды психологических защит.
• Особенности актуализации психологических защит на разных этапах онтогенеза
• Механизмы, обеспечивающие реализацию психологических защит в контексте сенсорно- перцептивных, мнестических, когнитивных процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Раскрыть филогенетическую логику эволюции систем регуляции поведения: от реактивной активности до сознательной деятельности.
• Провести анализ развития субъектно- деятельностного подхода в отечественной психологии
• Устанавливать отнесенность психологической проблемы клиента с уровнем регуляции поведения
• Дифференцировать понятия личность, субъект
• Проанализировать феноменологию представленности психологической проблемы клиента в соответствии с уровнями его психической самоорганизации
• Выделять конкретные виды психологических защит (при анализе частного случая) и характеризовать их вклад в регуляцию поведения.
• Проводить психологический анализ поступка.
• Осуществлять самоанализ профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Тезаурусом базовых понятий дисциплины: сознание, самосознание, рефлексия и ее виды, психологические защиты и их виды, Эго, Я, самость, смысл, самоорганизация, уровни регуляции поведения, деятельность, психологическая функциональная система. личность, субъект, субъектность, активность, развитие, деятельность
• Навыками применения (использования) полученных общепсихологических представлений к анализу частного случая в психологическом консультировании,
• Самоанализом психологической практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Субъектно -деятельностный подход в психологии. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2 Л1.1, Л2.5
1.2. Эволюция психики как уровневой системы регуляции поведения. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2 Л1.1, Л2.4
1.3. Проблема сознания в трудах отечественных психологов Практические 2 2 ОК-1, ОК-2 Л1.2
1.4. Особенности процесса семантизации информационных стимулов. Деятельность как необходимое условие возникновения «смысла». Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2 Л2.10, Л1.2
1.5. Динамика смысловых процессов. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2 Л1.6, Л2.10
1.6. Психология самосознания. Лекции 2 2 Л2.12, Л1.6, Л2.7, Л2.4, Л1.4
1.7. Особенности развития самосознания в фило- и онтогенезе Практические 2 4 ОК-1, ОК-2 Л1.6, Л2.11, Л1.3, Л2.6, Л1.2
1.8. Проблема «Я» в психологии. Практические 2 4 ОК-1, ОК-2 Л1.6, Л1.1, Л2.2
1.9. Развитие креативности личности Практические 2 6 ОК-1, ОК-2 Л2.3, Л1.5, Л2.2, Л1.3, Л2.10, Л2.9
1.10. Общепсихологические характеристики рефлексии. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2 Л1.5, Л2.8
1.11. Дифференциальная защита структур самосознания. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2 Л2.3, Л1.5, Л2.12, Л1.6, Л2.7, Л2.2, Л2.8, Л2.9
1.12. Проблема сознания в трудах отечественных психологов. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2 Л2.12, Л2.7, Л1.2
1.13. Динамика смысловых процессов Сам. работа 2 13 ОК-1, ОК-2 Л1.6, Л2.10
1.14. Проблема «Я» в психологии. Концептуальное многообразие психологического контрукта "Я" Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2 Л2.12, Л2.7, Л2.8, Л1.2
1.15. Психологические защиты личности Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2 Л1.5, Л2.1, Л2.2, Л2.9
1.16. Развитие самосознания в онтогенезе. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сознание - основные состояния, функции, объяснительные теории.
2. Категория смысла в трудах отечественных психологов.
3. Значение и смысл слова.
4. Формы презентации смысла самосознанию личности.
5. Процесс вербализации смысла.
6. Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека.
7. «Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности.
8. Поступок как точка пресечения деятельностей.
9. Виды осмысления «Я» после поступка.
10. Проблема смысловой регуляции поведения
11. «Малая» и «большая» динамика смысловых процессов.
12. Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей.
13. Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.
14. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта.
15. Утрата смысла и «экзистенциальный вакуум» – пути возвращения субъектом осмысленности жизни.
16. Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии.
17. Динамика ЦО.
18. Анализ опыта эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии.
19. Субъектный и объектный способы отношения к себе и к миру. Строение, функции, механизм формирования самоотношения.
20. Психологические защиты: основные виды и функции.
21. Актуализация ПЗ в онтогенезе. Примитивные и высшие ПЗ.
22. Рефлексия личности.
23. Критерии развития самосознания.
24. ЭГО, Я , самость – соотношение понятий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

1. Первым экспериментальным подтверждением существования анатомо-физиологической связи отделов головного мозга и психических функций явилось
1. Нахождение парасимпатических ядер Якубовича
2. Нахождение зоны Брока и Верника
3. Нахождение «островка» Рейли
4. Нахождение ядер Парлье
2. Начало преодоления неразвитости представлений о функционировании отдельных нервных клеток в понимании механизмов их функционирования положило исследование
1. П.Г.Костюка
2. В.М.Бехтерева
3. К. Верника
4. И.П. Павлова
3. Впервые в нашей стране в исследование передачи информации между нейронами в условиях непосредственного контакта с мозгом человека проводил
1. Н.П.Бехтерева
2. И.М.Сеченов
3. И.П. Павлов
4. В.М.Бехтерев
4. Какая проблема исследования мозга остаётся до сих пор не рещённой
1. Проблема механизма работы мозга по обеспечению высших видов деятельности.
2. Проблема функционирования отдельных зон головного мозга и соотношении функционирования коры и подкорки
3. Проблема исследования функционирования группы нейронов и соотношения функционирования нейронных ансамблей
4. Проблема компенсаторных возможностей мозга
5. Какой из методов НЕ позволяет достаточно полно исследовать внутренний мир нервной клетки и мозгового обеспечения высших психических функций
1. метод долгосрочных и краткосрочных имплантированных электродов
2. магнитоэнцефалография
3. функциональная магнито-резонансная томография
4. позитронно-эмиссионная томография
6. Что является основной характеристикой механизма «Детектора ошибок», обнаруженного Н.П.Бехтеревой
1. Включение мозгового контрольного механизма деактивации нейронных популяций, уменьщение частоты разрядов при выполнении стереотипного действия
2. Включение мозгового контрольного механизма деактивации нейронных популяций, уменьщение частоты разрядов при пропуске стереотипного действия
3. Включение мозгового контрольного механизма активации нейронных популяций, увеличения частоты разрядов при выполнении стереотипного действия
4. Включение мозгового контрольного механизма активации нейронных популяций, увеличения частоты разрядов при пропуске стереотипного действия
7. Н.П.Бехтерева в качестве одного из микрокоррелятов различных видов деятельности выделяла
1. детектор грамматической правильности построения фразы
2. детектор грамматической правильности осмысленной фразы
3. детектор грамматической правильности кодирования фразы
4. детектор грамматической правильности артикуляции фразы
8. Применение методов регистрации взаимодополняющих физиологических показателей при изучении эмоциональных реакций позволяет
1. регистрировать локализацию, временную структуру и характеристики пространственного взаимодействия процессов развития эмоциональных реакций в мозге человека
2. регистрировать локализацию и временную структуру пространственного взаимодействия процессов развития эмоциональных реакций в мозге человека
3. регистрировать локализацию пространственного взаимодействия процессов развития эмоциональных реакций в мозге человека
4. регистрировать характеристики пространственного взаимодействия процессов развития эмоциональных реакций в мозге человека
9. Исследования мозгового обеспечения творчества, посвящены
1. Изучению деятельности, результатом которой неопределённые логикой действия с информацией, предъявляемой в задании
2. Изучению деятельности, результатом которой совместные групповые действия с информацией, предъявляемой в задании
3. Изучению деятельности, результатом которой не являются механические или заранее запрограммированные действия с информацией, предъявляемой в задании
4. Изучению деятельности, результатом которой любые действия с информацией, предъявляемой в задании
10. Закончите предложение
В подкорковых структурах важную роль в мозговых механизмах обеспечения селективных процессах переработки информации играют ____________________________________________________________________
11. Механизмы центрального контроля процессов управления (в широком смысле) или селективного внимания разделяются на процессы
1. Процессы вовлечения в необходимое действие и процессы подавления ненужного действия
2. Процессы активации необходимого действия и процессы деактивации ненужного действия
3. Процессы интенции необходимого действия и процессы отторжения ненужного действия
4. Процессы концентрации необходимого действия и процессы отвлечения ненужного действия
12. Синдром дефицита внимания характеризуется тремя компонентами. К ним НЕ относится
1. невнимательность - невозможность в течение длительного времени концентрироваться на одном каком-либо деле
2. рассогласованность психических функций – невозможность координации одновременного выполнения нескольких функциональных задач
3. импульсивность - невозможность задержать ответную реакцию на изменения в окружающей среде с целью более внимательного анализа этих изменений
4. патологическая отвлекаемость и двигательное беспокойство - чрезмерной ориентировочной реакцией на любой внешний раздражитель, не имеющий отношения к заданию.
13. Назовите новый метод лечения, основанный на рассогласование между теми биопотенциалами, которые должны быть в норме, и теми, которые реально есть, выводимых в той или иной форме на монитор, и пациент пытается «тренировать» свой мозг так, чтобы максимально приблизиться к норме._______________________________________________________________
14. Закончите предложение
Раньше считали, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых “отвечает” за свою функцию. Но со временем стало ясно, что_____________________________________________________________________________, и нельзя осуществлять везде четкую “привязку” функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций. Можно только сказать, что эта область имеет отношение к речи, к памяти, к эмоциям
15. Закончите предложение
Особенностями разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние, “переучившиеся” нейроны сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Поэтому каждый нейрон ________________________________________________________________________________
16. Многие учёные ставят своей основной задачей - расшифровка нервного кода, то есть понимание того, как конкретно обеспечиваются высшие функции. Это можно будет сделать через исследование
1. отдельных эффектов в мозге, его элементов, исследование того, как отдельные нейроны функционируют в целостном мозге.
2. локального расположения эффектов в мозге, локального расположения элементов, отдельных нейронов в целостном мозге
3. кооперативных эффектов в мозге, взаимодействия его элементов, исследование того, как отдельные нейроны объединяются в структуру, а структура в систему и в целостный мозг.
4. диффиренциированных эффектов в мозге, его элементов, исследование того, как отдельные нейроны располагаются в структуре целостного мозга.
17. При изучении спектра взаимоотношений человека с окружающей средой роль регистра мозга и организма выполняет
1. уровень паталогического состояния мозга и организма
2. функциональное состояние мозга и организма
3. адаптационные ресурсы мозга и организма
4. компенсаторные возможности мозга и организма
18. Функциональных состояние зависит от того, какими параметрами оно определяются. Эти параметры и сами состояния зависят от
1. уровня относительно стабильного функционирования
2. уровня абсолютного стабильного функционирования
3. уровня инвариативного стабильного функционирования
4. уровня устойчивости стабильного функционирования
19. Сформулированы представления о иерархическом принципе организации мозговых систем и о роли сверхмедленных процессов как
1. корректирующих состояние мозговых структур
2. активирующих состояние мозговых структур
3. контролтрующих состояние мозговых структур
4. управляющих состоянием мозговых структур
20. Закончите предлоржение
Пространственное распределение УОСФ на больших территориях мозга и удержание относительной устойчивости состояния мозга обусловлено______________________________________________________________________________________________________________________________
21. При выполнении экстренных стереотипных видов деятельности (активация внимания, готовность к действию, мобилизация краткосрочной памяти) мозговые системы их обеспечения формируются из
1. постоянно физиологически активных звеньев, т.е. готовых в любых условиях проявить эту активность
2. потенциально физиологически активных звеньев, т.е. готовых в конкретных условиях проявить эту активность
3. временно физиологически активных звеньев, т.е. готовых в условиях определённого временного периода проявить эту активность
4. краткосрочно физиологически активных звеньев, т.е. готовых в конкретных условиях и в определённый временной период проявить эту активность
22. В зависимости от структуры деятельности, физиологическая активность звеньев систем развертывается
1. в определенной временной последовательности
2. без временной последовательности
3. в цикличной временной последовательности
4. в ситуационной временной последовательности
23. Структуры лимбической системы были предложены в качестве структур-мишеней для операций так как
1. обеспечивается коррекция патологической импульсации, которая циркулирует по нервным путям.
2. обеспечивается нервное перекодирование патологической импульсации, которая циркулирует по нервным путям.
3. обеспечивается прерывание патологической импульсации, которая циркулирует по нервным путям.
4. обеспечивается временное торможение патологической импульсации, которая циркулирует по нервным путям
24. Можно говорить о двух видах стереотаксиса компьютеризированная стереотак-сическая системы. К ним НЕ относится
1. Нефункциональный стериотаксис
2. Модальноспецифический тереотаксис
3. Функциональный стереотаксис
25. Механизм, с помощью которых девиантные слуховые стимулы вызывают непроизвольное переключение внимания это
1. феномена стереоскопического рассогласования
2. феномена дуального рассогласования
3. феномена непроизвольного рассогласования
4. феномена негативности рассогласования
26. Закончите предложение
Любая сложная деятельность, и особенно психическая, обеспечивается в мозге сложной, распределенной в пространстве и принципиально ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок 2.
Тест сделан по статье Бирюкевич Е.А; статье Богдановой М.В;
файлу «Уровни регуляции поведения»
1. Какой уровень регуляции поведения НЕ ВЫДЕЛЯЮТ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин и Б. В. Боев:
а) биохимический б) информационный
в) психологический в) социальный

2. Набором каких управляющих веществ регулируется взаимодействие организмов на внешнем уровне?
а) телергонами б) медиаторами
в) гормонами г) пепсинами
3. Какое вещество играет бОльшую роль в регуляции процессов в организме человека?
а) гормон б) телергон

4. К биофизическому уровню регуляции поведения НЕ ОТНОСЯТ:
а) электрические поля б) акустические поля
в) биологические поля г) электромагнитные поля

5. К какому уровню регуляции поведения относится способность обнаруживать, перерабатывать сигналы из внешней среды и транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам.
а) биохимический б) информационный
в) психологический в) социальный

6. Обработка информации, оценка сигналов у человека осуществляется с помощью:
а) второй сигнальной системы б) самосознания
в) первой сигнальной системы в) интеллекта

7. Ведущий уровень в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. О каком уровне регуляции поведения идет речь?
а) социальный б) эмоциональный
в) нейро-гуморальный г) психологический
8. Согласно А. Н. Леонтьеву, сколько стадий в своей эволюции проходит
психика:
а) 5 б) 4
в) 3 г) 6

9. Какая стадия, согласно А. Н. Леонтьеву, со способностью к обобщению, решению так называемых двухфазных задач:
а) стадия сознания б) стадия интеллекта
в) стадия элементарной сенсорной г) стадию перцептивной психики

10. Какой уровень психологической регуляции Ш.А. Надирашвили
НЕ ВЫДЕЛЯЛ:
а) уровень чувственной данности б) уровень установок
в) уровень поведения г) уровень сознания

11. Какой психолог ввел понятие «психологическая защита»
а) Зигмунд Фрейд б) Вильгельм Вундт
в) Анна Фрейд г) Альфред Адлер

12. Какой психолог определял механизмы психологической защиты как производные от эмоций, а эмоции как базисные средства адаптации, выделил 8 биполярных психологических защит.
а) Альфред Адлер б) Фриц Перлз
в) Роберт Плутчик г) Карл Густав Юнг

13. Какую функцию психологическая защита НЕ ВЫПОЛНЯЕТ:
а) приспособление б) уравновешивание
в) регуляция г) контроль

14. С какой системой Богданова М.В сопоставляет систему психологических защитных механизмов:
а) кровеносная б) нервная
в) иммунная г) пищеварительная

15. Какие авторы в теориях личности подчеркивают особое значение процессов осознания себя:
а) У. Джеймс, В Штерн б) З. Фрейд, К. Хорни
в) С. Грофф, Б Скиннер г) А. Бек, Э Торндайк

16. Заполните таблицу 6 типами защитных стратегий
Пассивный (с собой) Активный (с агрессором)
Дистанцирование с агрессором
Контроль характера воздействия
Блокировка информация

17. Какой психолог говорил о существовании у личности наряду с первичными, также и высших осознанных мотивов-черт.
а) Дж. Келли б) Т. Лири
в) Г. Олпорт г) Г.Айзенк

18. Что по мнению Биркюевич Е.А способно привести личность к преднамеренной трансформации иерархии мотивов:
а) потребность б) цель
в) сознание г) самосознания

19. Какой психолог рассматривал сознание и самосознание как детерминированные по своему происхождению психические образования, основное предназначение которых состоит в снятии и преодолении этой детерминации:
а) А.Н Леонтьев б) В.Н Мясищев
в) Б.В Зейгарник г) С.Л. Рубинштейн

20. Какой психолог ввел понятие «Я-концепция»:
а) К. Роджерс б) А. Маслоу
в) У. Джеймс г) Г. Олпорт
Блок 3.
1. Кто является ведущим специалистом в области изучения свободы воли:
A. К. Левин.
B. Д. Вегнер.
C. Л.С. Выготский.
(В. Д. Вегнер).
2. Завышенная самооценка часто связна:
A. С низкой активностью лобных долей коры головного мозга.
B. С высокой активностью лобных долей коры головного мозга.
C. С нарушением лобных долей головного мозга.
(А. С низкой активностью лобных долей коры головного мозга).
3. При тяжелых поражениях орбитофронтальной коры человек испытывает серьезные проблемы:
A. С самоконтролем.
B. С речью.
C. С повышенной возбудимостью.
(А. С самоконтролем ).
4. Голландские исследователи установили, что многие запахи могут на подсознательном уровне напоминать:
A. О болезни.
B. О состоянии дискомфорта.
C. О здоровье.
(А. О болезни, В. О состоянии дискомфорта).
5. Заполните пропущенное место:
…………-это тенденция преувеличивать способность предвидеть, как все произойдет, после того, как результат становиться известным.
(Эффект Хиндсайта).
6. Что не является причиной микроцефалии:
A. Мутация гена ASPM.
B. Мутация гена микроцефалина.
C. Размер головного черепа.

7. Наш мозг способен быстрее выделять именно те запахи, которые:
A. Могут приносить нам ощущение радости.
B. Могут представлять угрозу.
C. Могут нам напоминать детство.
8. По мнению британских ученных, следующий шаг в эволюции головного мозга, может произойти:
A. В результате естественных изменений.
B. Благодаря генной инженерии.
C. Благодаря техническому прогрессу.
(В. Благодаря генной инженерии).
9. Люди у которых в генной структуре (СОМТ) две копии одной и той же версии гена СОМТ :
A. Легко выходят из себя от неприятных зрелищ.
B. Способны к самоконтролю.
C. Получают удовольствие от просмотра ужасов.

10. Что является, одной из причин, заинтересованности ученных размером головного мозга:
A. Связь с уровнем интеллекта.
B. Связь с продолжительности жизни.
C. Связь размера головного мозга и молодости.

11.ASPM и микроцефалина являются причиной роста головного мозга:
A. Да, и свидетельствуют о более высоком уровне развития.
B. Нет, наличие ASPM и микроцефалина у людей не имеет отношения к росту головного мозга.
C. Влияние ASPM и микроцефалина на развитие головного мозга до конца не изучено, и считается, что существуют еще не обнаруженные гены, от которых зависят его размеры.

Блок 4.
1) Фрейд, рассматривая сознание, считает, что сознание индивидуума имеет 3 уровня, и помимо сознательного и бессознательного, следует также рассмотреть…
а) скрытое сознательное
б) предсознательное
в) двоякое бессознательное
г) скрытое сознательное

2) Соотнесите представителей современной западной философии и их трактовку сознания.

а) сознания – это нечто неотделимого и даже тождественное непосредственной жизненной реальности
б) сознание детерминировано языковыми структурами бессознательного порядка.
в) жизнь сознания фиксирована на феноменально-телесном уровне
г) сознание описывается через его дорефлексивный уровень в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности

1- герменевтика, Витгенштейн
2- Гуссерль, Сартр
3- структурализм
4- «философия жизни»
5- Ницше, Мерло-Понти


3) Д. Дидро одним из первых выдвинул тезис о том, что сознание…
а) влияет на поведение
б) невозможно без памяти
в) невозможно без мышления
г) является только теоретическим конструктом
4) Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении:
а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) экзистенциализм
г) диалектический материализм

5) Что появилось у человека раньше - мышление или язык?
а) мышление
б) язык
в) одновременно
г) это независимые друг от друга явления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко Д.В. Возрастная психология. : учебник М.: Феникс, 2017
Л1.3 Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие http://www.k2x2.info/psihologija/lichnost_v_uslovijah_psihicheskoi_deprivacii_uchebnoe_posobie/p9.php#metkadoc2, 2009
Л1.4 Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. : Учебное пособие М.: Юрайт, 2017
Л1.5 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л1.6 Самосознание и защитные механизмы личности: Самара: БАХРАХ, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Погодин Суицидальное поведение: психологические аспекты : М.: Флинта, 2011
Л2.2 Михайлова С.Н Диагностика и психологические тесты в психосоматической практике: Барнаул, 2007
Л2.3 С. А. Игумнов Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы: [учеб. -метод. пособие] СПб.: Речь, 2007
Л2.4 Моросанова, Варвара Ильинична Самосознание и саморегуляция поведения : учебное пособие РАН, Институт психологии, Российская академия образования, Психологический институт. - М. : Ин-т психологии РАН, -, 2007.
Л2.5 / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека:: Монография , Барнаул, 2009.
Л2.6 Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей : учебник Науч. – исслед. ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1989
Л2.7 Столин В.В. Самосознание личности: МГУ, 1983
Л2.8 Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека: Казань, 1987
Л2.9 Под. ред. Л. А. Пергаменщика. Кризисные события и психологические проблемы человека : Мн.: НИО,, 1997.
Л2.10 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции : учебник СПб, Питер, 2006
Л2.11 Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: М. : Смысл, 2009
Л2.12 Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание: М. : Политиздат, 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 психология субъекта
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://testoteka.narod.ru/int/0.html
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.
Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу: самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий; анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах.
Методические рекомендации подготовки к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей. Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:
1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;
2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;
3) выступать перед аудиторией;
4) рационально усваивать категориальный аппарат;
5) формировать навыки выполнения практических заданий.
Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как:
1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;
2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного);
3) выступления с докладами (работа над эссе и домашними заданиями и их защита);
4) решение практических заданий;
5) подготовка к опросам и контрольным работам и аттестации.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.