МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональное и деловое общение в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Профессиональное и деловое общение в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение будущими специалистами в области сервиса теоретических знаний и практических навыков по вопросам психологии делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории профессионального и делового общения, структуру дисциплины;
- систему понятий психологии общения: коммуникация, средства коммуникации, деструктивное, дефектное, доверительное общение и т.д.;
- историю развития психологии делового общения;
- виды деловых отношений в управлении и их характеристики;
- наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций;
- закономерности психологического общения в профессиональном коллективе.
- систему понятий психологии общения: коммуникация, средства коммуникации, деструктивное, дефектное, доверительное общение и т.д.;
- историю развития психологии делового общения;
- виды деловых отношений в управлении и их характеристики;
- наиболее успешные и эффективные методы и способы общения в рамках осуществления профессиональных функций;
- закономерности психологического общения в профессиональном коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- хорошо ориентироваться в вопросах психологического исследования делового общения и личности профессионала, учитывая новые достижения в данной области знания;
- объективно и всестороннее анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи делового общения;
- планировать и осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества;
- применять полученные знания в рамках делового общения в профессиональной среде;
- распознавать причины профессиональных конфликтов и уметь избегать их.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- делового общения и деловых отношений в целях обеспечения высокой конкурентной позиции своей организации, умелой адаптации в деловом мире;
- построения эффективной модели общения;
- грамотной работы с литературой по психологии делового общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональное и деловое общения. Коммуникации в деловом общении
1.1. Психологические основы делового общения Практические 4 4 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1
1.2. Психологические основы делового общения Сам. работа 4 10 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Коммуникации в деловом общении
2.1. Коммуникации в деловом общении Сам. работа 4 10 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание)
3.1. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание) Практические 4 4 Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1
3.2. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание) Сам. работа 4 10 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.1
Раздел 4. Интерактивный компонент делового общения
4.1. интерактивный компонент профессионального и делового общения Сам. работа 4 8
4.2. Интерактивный компонент делового общения Сам. работа 4 8 Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Содержание и основные понятия психологии управления
5.1. Содержание и основные понятия психологии управления Сам. работа 4 10 Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Психологические основы формирования групп и управления коллективом
6.1. Психологические основы формирования групп и управления коллективом Сам. работа 4 10 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами
7.1. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
8.1. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний Сам. работа 4 8 Л2.4, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Невербальные средства общения
9.1. Невербальные средства общения Сам. работа 4 6 Л2.5, Л2.7, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи
10.1. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи Сам. работа 4 6 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
10.2. Зачет 4 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету/экзамену
Тема 1. Психологические основы делового общения
1. Понятие общения, его сущность и движущие силы.
2. Цели и содержание делового общения.
3. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения.
4. Функции и виды делового управленческого общения.
5. Уровни общения: между личностью и группой; внутри группы; между группами. Типы общения: вербальное и невербальное.
6. Потребность в общении. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения.
7. Возрастные особенности мотивации общения.
Тема 2. Коммуникации в деловом общении
8. Коммуникативные процессы между персонифицированными субъектом и объектом управления.
9. Слушание в общении. Умение слушать как необходимое условие понимания позиции партнера.
10. Виды слушания (направленное, критическое слушание; эмпатическое слушание; нерефлексивное слушание; активное рефлексивное слушание). Мужской и женский стиль слушания.
11. Ошибки слушания. Непродуктивное общение. Трудности эффективного слушания.
12. Внешние помехи и «вредные привычки» слушания. Причины искажения и потерь информации.
13. Виды и способы осуществления «обратной связи».
Тема 3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание)
14. Взаимопонимание в общении.
15. Первое впечатление и точность интерпретации. Направленное формирование первого впечатления.
16. Факторы ограничения восприятия.
17. Роль точности восприятия партнера по деловому общению.
18. Ошибки, возникающие при построении образа партнера по деловому общению.
19. Невербальные средства процесса делового общения.
20. Чувства и эмоции в деловом общении.
21. Роль стереотипов в понимании других людей.
Тема 4. Интерактивный компонент делового общения
22. Способы установления взаимодействия. Поведение с собеседниками различных психологических типов.
23. Формирования интереса и привлечение внимания к своему сообщению.
24. Возбуждение любознательного отношения. Формирование делового интереса.
25. Особенности мужского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения женщин – деловых партнеров и коллег.
26. Особенности женского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения мужчин – деловых партнеров и коллег.
Тема 5. Содержание и основные понятия психологии управления
27. Предмет, цели и задачи психологии управления.
28. Психологическое содержание деятельности руководителя.
29. Основные этапы управленческого общения.
30. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению.
31. Личностные качества и поведенческие особенности лидера.
32. Отношения между лидером и подчиненными.
33. Формальный и неформальный лидер. Выдвижение лидера как процесс групповой динамики.
34. Взаимосвязь понятий «лидерство» и «власть». Понятие и основы власти.
35. Трудовая мотивация и её характеристика.
36. Принципы и типы трудовой мотивации.
37. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом. Стадии снижения трудовой мотивации.
38. Физиологический, психологический и предметно-действенный аспекты трудовой деятельности.
39. Стимулы и их виды: материальные, моральные, социальные, социально-психологические. Современные системы морального и материального стимулирования работников.
Тема 6. Психологические основы формирования групп и управления коллективом
40. Формирование групп. Классификация групп.
41. Социальная и социально-психологическая структура группы.
42. Основные характеристики коллектива. Его формирование и управление.
43. Организация, группа и команда.
44. Коммуникативные сети как элемент структуры группы.
45. Механизм подчинения.
46. Социальное влияние и конформизм.
47. Солидарное поведение. Виды солидарного поведения. Факторы, влияющие на солидарное поведение.
Тема 7. Конфликты в личностно-мотивационной сфере, управление конфликтами
48. Конфликт, его природа и сущность. Функции и структурные элементы конфликтов.
49. Причины конфликта. Стадии конфликта, способы разрешения.
50. Типы конфликтных личностей. Методы нейтрализации негативного лидера.
51. Диагностика конфликтов как предпосылка их разрешения. Условия и принципы эффективного разрешения конфликтов.
52. Управление конфликтом. Тактика воздействия на конфликтующие стороны. Правила разрешения конфликтов.
53. Вероятные исходы конфликтов. Стратегия и модели разрешения конфликтов. Основные условия урегулирования конфликта посредником.
54. Спор и конфликт: общее и различия. Разновидности и методы спора. Логическая структура спора.
55. Возможные результаты спора: победа или компромисс. Культура делового спора.
56. Критика и ее роль в служебных отношениях. Этические аспекты критики.
Тема 8. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
57. Психология делового партнерства: общая характеристика.
58. Искусство выражения волеизъявления: просьба, указание, приказ, совет, пожелание.
59. Искусство выражения оценки: похвала, одобрение, замечание, насмешка, оскорбление, брань. Отношение к грубой речи.
60. Особенности проведения деловых переговоров. Культура проведения переговоров.
61. Совещания в профессиональной деятельности. Искусство управления деловым совещанием.
62. Беседа: содержание, структура. Тематика беседы. Типы беседы. Беседа и культура речи.
63. Речевое поведение в беседе: стратегия и тактика. Социальные и коммуникативные роли говорящих.
64. Реакция на речевое воздействие собеседника. Выражение согласия, несогласия, отказа, разрешения, запрета.
65. Вопросы к собеседнику как прием управления его поведением. Виды вопросов. Правила их задавания.
66. Тактика ответов. Виды ответов. Приемы эффективного слушания.
Тема 9. Невербальные средства общения
67. Сущность и особенности невербального общения. Невербальные средства общения (кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, проксемические средства общения): общая характеристика.
68. Типы невербального поведения.
69. Первичные и вторичные сигналы поведения. Сигналы уровня содержания и сигналы уровня отношения в контексте переговорного процесса.
70. Язык мимики и жестов в деловой коммуникации. Классификация жестов.
71. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения.
Тема 10. Речевой этикет в деловом общении. Культура устной речи
72. Культура речи и речевой этикет.
73. Роль речевого воздействия в деловых отношениях.
74. Ведение деловых бесед по телефону: особенности, правила ведения.
75. Психологические особенности общения по телефону. Этапы построения общения по телефону.
76. Принципы телефонного этикета. Этикетные правила при разговоре по городскому телефону. Этикетные правила при общении по мобильному телефону.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
Самопрезентация и имидж делового человека как факторы эффективного общения.
Способы эффективного ведения деловых переговоров.
Особенности делового общения в конфликтной ситуации.
Понятие манипуляции в деловом общении. Стратегии и тактики манипулирования.
Психологические качества успешного руководителя.
Феномен личностного влияния в деловом общении.
Трудности и дефекты делового общения.
Вербальные и невербальные средства в практике делового общения.
Речевая культура делового человека.
Барьеры в деловом общении.
Виды письменного делового общения и этические требования к ним.
Критика и ее роль в деловом общении. Этические аспекты критики.
Требования делового этикета к проведению презентаций.
Имидж делового человека как механизм влияния на эффективность делового общения.
Этика деловых отношений.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии формирования оценок

отлично - Ответ полный и аргументированный по содержанию задания; обнаруживается понимание материала; суждения обоснованы; способность применения знаний на практике; возможность приведения необходимых примеров не только по учебнику, но и самостоятельно составленных; изложение материала последовательно и правильно.
хорошо - Дается ответ, удовлетворяющий требованиям, что и для оценки «отлично», но допускаются 1-2 ошибки, которые исправляются в ходе ответа самостоятельно.
удовлетворительно - При ответе обнаруживается знание и понимание основных положений данного задания, но излагается материал неполно и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил; обнаруживается неумение достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; материал излагается непоследовательно и при изложении допускаются ошибки.
неудовлетворительно - Обнаруживается незнание ответа на соответствующее задание, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал; при ответе обнаруживаются такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н., Островский Э.В., Подвойская Л.Т. Психология и этика делового общения: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Психология общения: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. М. Шеламова Деловая культура и психология общения: учебник М.: Академия, 2004
Л2.2 В.С. Кукушин Психология делового общения: учебное пособие Ростов н/Д, 2010
Л2.3 Г. В. Бороздина Психология делового общения: учебник М.: ИНФРА-М, 2004
Л2.4 Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.5 Горянина В. А. Психология общения: учеб. пособие для фак. социал. работы М.: Академия, 2008
Л2.6 Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник ИНФРА-М, 2007
Л2.7 Г. В. Бороздина Психология делового общения: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Microsoft PowerPoint 2010,MS Office.
6.3. Перечень программного обеспечения
Ноутбук, переносной экран, проектор.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям

Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Рабочая программа дисциплины «Психология делового общения» определяет самостоятельную работу студентов в объеме 54 ч. на дневном отделении и 96 ч. на заочном. Самостоятельная работа предусматривает доработку и оформление записей по лекционному материалу; конспектирование и работу с книгой, документами, первоисточниками; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по дисциплине.

8.2. Методические рекомендации для студентов по проведению практических занятий

На практическом занятии по дисциплине «Психология делового общения» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

8.3. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу: 54 ч. на дневном отделении и 96 ч. на заочном. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала.
По каждой из тем для самостоятельного изучения сначала следует прочитать рекомендованную литературу, затем, при необходимости, составить краткий конспект основных положений. Термины и сведения, требующие запоминания и являющиеся основополагающими в теме, рекомендуется конспектировать отдельно.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Психология делового общения» также осуществляется подготовка рефератов, докладов и выполнение контрольных работ.