МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика художественного творчества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика художественного творчества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Педагогика художественного творчества» является формирование знаний и умений в области педагогики художественного творчества, а также профессиональная теоретическая и методическая подготовка студентов к педагогическому руководству художественным творчеством в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-5 способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю, теорию и практику непрерывного художественного образования с точки зрения социально-педагогических проблем развития художественного творчества;
- предмет, цель, задачи и теоретические основы педагогики художественного творчества;
- теоретические основы педагогики художественного творчества;
- формы и методы педагогического руководства коллективом художественного творчества;
- методику проведения учебных занятий (в разных типах образовательных учреждений культуры и искусства, дополнительного образования), осуществлять различные формы контроля знаний учащихся в сфере хореографических дисциплин.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять патриотическое воспитание различных групп населения средствами НХТ, формировать духовно-нравственные ценности и идеалы, культуру межнационального общения на материале и средствами НХК и национально-культурных традиций народов России;
- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления индивида в процессе освоения художественной культуры и хореографического искусства;
- разрабатывать информационные и методические материалы о различных аспектах развития народного художественного творчества;
- анализировать современные направления в педагогических технологиях преподавания народного художественного творчества;
- уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
- уметь работать с научной литературой по специальности;
- конкретизировать полученные знания применительно к практике руководства любительским (самодеятельным) художественным хореографическим коллективом;
- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю, так и в смежных областях художественного творчества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основы публичной речи;
- навыками и способами организации разнообразных форм социально-культурной деятельности в работе с хореографическими коллективами (по видам искусства танца);

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы педагогики художественного творчества
1.1. Теоретические основы педагогики художественного творчества Лекции 7 6 ОК-3, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Педагогический потенциал художественного творчества Практические 7 4 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
1.3. Исторические основы педагогики художественного творчества Сам. работа 7 36 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности педагогики художественного творчества
2.1. Особенности педагогического процесса в коллективе творчества Лекции 7 6 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.2. Классификация коллективов художественного творчества Практические 7 6 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.3. Роль и значение руководителя коллектива творчества Сам. работа 7 36 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.4. Научно-методическое обеспечение коллективов художественного творчества Практические 7 8 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.5. Особенности руководства художественным коллективом Лекции 7 6 ОК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.2 В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества : учебное пособие Киров : АНО ДПО МЦИТО, ЭБС Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/52011.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Волков Г.Н. Этнопедагогика cap.ru›home/79/portrait/mold/citsal/obrazov/
Э2 Воспитание как предмет педагогики detskiysad.ru
Э3 Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры npark.ru›samodeyatelnoe…kak…kultury-page2.html
Э4 Ю.М. Спирина Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме severberesta.ru›articles/332-2010-08-17-20-40
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.