МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративная живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Декоративная живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Декоративная живопись» - научить изображать объекты окружающего мира средствами декоративной живописи на основе основных закономерностей создания цветового строя.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины декоративного искусства и живописи;
принципы и этапы выполнения декоративной композиции;
законы композиционного и цветового построения пространства;
основные приемы преобразования реалистических образов в декоративные;
основные живописные технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать декоративные живописные композиции;
применять приемы стилизации в декоративно-живописных композициях;
применять основные композиционные законы в создании декоративных композиций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа выбора изобразительного решения;
живописными материалами;
методами создания декоративных образов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цвет в декоративной живописи
1.1. Цветовой контраст в живописи.Натюрморт из предметов насыщенного цвета. Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Композиция декоративного натюрморта в контрастной цветовой гамме. Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Декоративная композиция в холодной цветовой гамме Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Разработка эскизов декоративного натюрморта Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Сложный декоративный натюрморт. Живопись предметов быта разных по фактуре Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 6 3 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Орнамент в декоративном натюрморте Практические 6 6 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.10. Эскизы орнаментальной предметной среды Практические 6 5 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте
2.1. Выполнение композиции натюрморта из геометрических форм. Практические 6 3 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка динамичной ритмической композиции Практические 6 7 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Практические 6 3 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка трехцветного декоративного решения натюрморта, построенного на системе цветовых пятен Практические 6 7 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Фигура человека в декоративной живописи Практические 6 9 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Разработка формы фигуры как элемента в системе средств декоративного построения Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Экзамен 6 27 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие "воздушная перспектива".
2. Тепло-холодность в живописи.
3. Как изменяются цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.
4. Определение гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов в картине.
5. Последовательность выполнения живописного произведения.
6. Виды освещения.
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации.
9. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
10. Основной цвет предмета без учета внешних влияний.
11. Основные задачи декоративной живописи.
12. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние.
13. С чего начинается работа над живописно-декоративным этюдом.
14. Как называется наложение одного красочного слоя на другой.
15. Определение светлотного контраста.
16. Ахроматические и хроматические цвета.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Домашнее задание
«2» - отсутствие домашней работы;
«3» - неполное наличие домашних заданий;
«4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями.
«5» - полностью выполнены все домашние задания.
Самостоятельная работа – сдаются выполненные этюды, длительные живописные работы и преобразования реалистического изображения в условно – плоскостную форму
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести живописную работу, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование живописных приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты в живописном решении, незначительные ошибки в передачи цветовых отношений);
«5» - отлично (правильную компановку в листе, последовательное, правильное и аккуратное ведение живописи, умелое применение живописных техник, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово: кемеровский гос. институт культуры, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 НЕХВЯДОВИЧ Л. И.,БОЧКОВСКАЯ В. И., ГРЕЧНЕВА Н. В. ЖИВОПИСЬ. ПЛЕНЭР: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ИЗД-ВО АЛТГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н. Е. Основные положения изображения живой натуры в живописи: Учебное пособие Изд-во АлтГу, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э5 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э6 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э7 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э8 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э9 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э10 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э11 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э14 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э15 14. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕ-МЕННОЙ ЖИВОПИСИ США
Э16 15. РЕМБРАНДТ Харменс Ван Рейн (1606-1669)
Э17 http://www.picturesrembrandt.org/
Э18 16. http://www.picturesaivazovsky.org/aivasovsky1.php ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВ-СКОГО
Э19 17. http://www.antikwariat.ru/ikonsworld/
Э20 Иконы мира на аукционе Антиквариат. Ру
Э21 18. http://www.shazina.com/Category.aspx?CategoryID=1
Э22 ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Э23 19. http://artgorod.ru/news.php ПОРТАЛ АРТ-ГОРОД
Э24 Электронный курс на едином образовательном партале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение декоративной живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.