МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по технологиям формирования туристского продукта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по технологиям формирования туристского продукта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 ТУРИЗМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №837

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Практикум по технологиям формирования туристского продукта являются
совершенствование технологии разработки туристского продукта, тактики формирования цен турпродукта, маркетинговые исследования территории распространения турпродукта, калькуляция и продвижение турпродукта на рынок.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-1 способностью разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию
ПК-12 способностью ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- технологии по формированию турпродукта, использующихся в туристском бизнесе и в индустрии гостеприимства и готовностью к саморазвитию и самореализации
- понятия, определения, термины и технологию создания турпродукта, выявлять приоритетные направления в проектировании и иметь представление о необходимой нормативно-технической документации
- методы исследования в сфере туризма, технологию создания турпродукта
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в технологиях, использовать технические средства при формировании тура и готовностью к саморазвитию, самореализации и использованию творческого потенциала
- ориентироваться в новых туристских проектах, выявлять приоритетные направления в проектировании и знать приоритетные направления в проектировании, соответствующие требованиям туристской индустрии
- ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать результаты работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- тенденциями развития технологий при формировании тура и подсчета его цены и применять полученные знания для решения практических задач, использовать принципы и методы технологий при работе с созданием турпродукта в конкретных заданных условиях
- владеть знаниями, связанными с созданием турпродукта, выявлять приоритетные направления в проектировании и знать приоритетные направления в проектировании, соответствующие требованиям туристской индустрии
- методами исследования в сфере туризма, технологией создания турпродукта, интерпретировать результаты работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Теоретические основы разработки туристского продукта и технология формирования туров. Предпосылки к разработке тура
1.1. Теория туристического продукта. Туристский продукт в деятельности туроператора. Особенности проведения деловых переговоров. Договорные отношения с партнерами. Организация работы туристической фирмы перед разработкой тура. Структура и имидж туристической фирмы. Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л1.1
1.2. Испытание новых идей до их внедрения на рынок. Лабораторные 1 4 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием предлагаемых условий. Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.4
1.4. Туристский продукт в деятельности туроператора. Организация работы туристической фирмы перед разработкой тура. Структура и имидж туристической фирмы. Лабораторные 1 4 ОК-3, ПК-1, ПК-12 Л1.1
Раздел 2. 2.Изучение спроса на разрабатываемый тур. Потребительские свойства и качества туристского продукта
2.1. Факторы, влияющие на туристический рынок. Сегментация туристического рынка и функции маркетинга. Емкость туристского рынка и конкуренция как взаимная борьба предприятий за монопольное положение на тур рынке. Факторы, влияющие на туристический рынок. Сегментация туристического рынка Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.2. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике. Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.3. Технология турперейтинга в области программного туризма. Лабораторные 1 2 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.3
Раздел 3. 3.Технология и особенности формирования туристского продукта.
3.1. Составление оптимальной программы обслуживания участников, учитывая все требования при организации туров. Лабораторные 1 2 ПК-1 Л2.4, Л2.3
3.2. Технология разработки тура. Качество туристского продукта. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура). Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. 4.Этапы разработки туристского продукта
4.1. Этапы разработки туристского продукта Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.4, Л2.2
4.2. Составьте проект договора с АТП, гостиницей, рестораном, с музеем. Лабораторные 1 1 ПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3
4.3. Анализ программ туров в зависимости от его тематики. Исследование классификации мотивов при выборе туров туристов. Изучение признаков классификации туристических маршрутов. Анализ методики организации маршрута и формирования тура. Организация поэтапной работы: разработка замысла (идеи) тура; поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг, экспериментальная проверка тура. Сам. работа 1 8 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2
Раздел 5. 5.Разработка тура для туристской фирмы. Схема тура. Калькуляция стоимости тура
5.1. Разработка тура для туристской фирмы. Схема тура. Калькуляция стоимости тура Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.2. Расчет стоимости тура Лабораторные 1 2 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.3. Разработка тура для туристской фирмы. Оформление схемы тура. Расчет калькуляции стоимости тура. Сам. работа 1 8 ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2
Раздел 6. 6.Основные этапы подготовки и проведения мероприятий по стимулированию сбыта. Основные этапы осуществления рекламной деятельности
6.1. «Разработка турпродукта для туррынка г. Барнаула» Лабораторные 1 3 ОК-3, ПК-1, ПК-12 Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.2. Подготовка и оформление мультимедийных презентаций по научно-исследовательской работе по формированию турпродукта. Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-12 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Веткин, В.А Технология создания турпродукта: пакетные туры : учебно-методическое пособие/ В.А. Веткин, Е.В. Винтайкина : учебно-методическое пособие Москва : Финансы и статистика, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
Л2.2 А. П. Дурович Маркетинг в туризме: учебное пособие Минск : ООО Новое знание, 2003
Л2.3 Ильина, Елена Николаевна Туроперейтинг: продвижение туристского продукта:: учеб.пособие Финансы и статистика, 2008 г.
Л2.4 Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма:: учебно-методическое пособие (ЭБС "Лань") М.: Финансы и статистика, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Э2 Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Э3 Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
Э4 ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Э5 1. Карта-схема сегментации туристического рынка и функции маркетинга.
Э6 2. Карта-схема факторов, влияющих на туристический рынок.
Э7 3. Карта-схема технологии разработки тура.
Э8 4. Карта-схема жизненного цикла продукта. Стадий цикла турпродукта: Разработка, Внедрение, Рост, Зрелость, Спад.
Э9 5. Карта-схема 12 принципов туристического маркетинга.
Э10 6. Карта-схема анализ ошибок маркетинга и жизненного цикла. Оценка конкурентов.
Э11 Наглядные пособия находится на электронных носителях. Их использование возможно при наличии на занятиях мультимедиа проектора, а при самостоятельной подготовке студентов – компьютера.
Э12 Курс в Moodle "Практикум по технологиям формирования туристского продукта" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
6. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
7. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
8. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
9. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
10. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
11. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
12. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
13. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
14. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
15. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.
16. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
17. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
18. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
19. Поисковая система: http://www.google.com/
20. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
21. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
22. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
23. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
24. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
25. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
26. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
27. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
28. Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
29. Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.