МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины направлены на формирование у студентов знаний о туризме как о сложной социально-экономической системе, об ее элементах и связях между ними, видах и факторах развития туризма в России и мире; целостного представления о туристской индустрии, российских и международных туристских организациях, нормативно-правовой базе туризма, основных дефинициях; умений и навыков находить, анализировать и обрабатывать необходимую информацию (в том числе научно-техническую) в области туристкой деятельности и с ее помощью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта; на формирование компетенции ОПК-1 и ПК-6.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- туризм как систему, ее элементы и связи между ними;
- виды и факторы развития туризма в России и мире;
- структуру туристской индустрии;
- туристские организации;
- нормативно-правовую базу туризма;
- основные диффиниции;
- структуру и особенности туристского продукта;
- стандартные задачи профессиональной деятельности;
- методы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
- особенности комплексной информационной базы, необходимой для проведения исследований в области туризма;
- приемы поиска исходной информации в карточных и электронных каталогах научных библиотек, сети Интернет;
- современные информационно- коммуникационные технологии и основные требования информационной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности;
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по туристской деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки компьютерной обработки информации;
- опыт применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности;
- опыт решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- навыками применения информационных технологий для поиска и анализа научно-технической информации в области туристкой деятельности;
- навыки использования современных методик обработки разнообразных источников, в том числе библиографической информации в карточных и электронных каталогах библиотек, необходимых для проведения исследований в области туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туризм как комплексный объект изучения
1.1. Определение туризма. Современные дефиниции понятия "Туризм". История развития мирового туризма. Туризм и смежные понятия. Функции туризма (оздоровительная, познавательная, просветительная, экономическая, коммуникабельная и др.). Классификации в туризме. Современные информационно - коммуникационные технологии и основные требования информационной безопасности. Комплексная информационная база, необходимой для проведения исследований в области туризма. Приемы поиска исходной информации в карточных и электронных каталогах научных библиотек, сети Интернет. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. История развития мирового туризма. Существующие дефиниции туризма: концептуальные, специальные (социальные, экономические, правовые и др.), статистическое определение туризма, туризм в определении ВТО. Признаки идентификации туриста, экскурсанта, путешественника. Функции туризма (оздоровительная, познавательная, просветительная, экономическая, коммуникабельная и др.). Условия, необходимые для успешного развития туризма. Туристские ресурсы. Потребности туриста. Виды туризма в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения. Составить перечень электронных информационных источников (сайтов) туристской направленности. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Типы, виды и формы туризма. Внутренний и международный туризм. Въездной и выездной туризм. Плановый туризм. Самодеятельный туризм. Социальный туризм. Значение туризма для личности, общества и государства. Масштабы мировых поступлений от развития туризма. Страны – лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма. Преимущества туризма как отрасли экономики: возобновляемость и сохранение ресурсов, экспортоориентированность, уникальность предложения и относительная независомость от конкурентов как фактор рыночной стабильности. Рост вклада туристеой индустрии в приросте темпов экономического развития. Повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей. Увеличение доли туризма в региональном валовом продукте. Понимания места и роли сферы туризма в экономике разных стран. Туризм в системе научных знаний. Правовое регулирование отношений в сфере туризма. Нормативная база туристской деятельности. Роль государства в развитии туристской деятельности. Основные законы и постановления. Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: история, функции, перспективы. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Типы, виды и формы туризма. Значение туризма для личности, общества и государства. Масштабы мировых поступлений от развития туризма. Страны –лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма. Преимущества туризма как отрасли экономики: возобновляемость и сохранение ресурсов, экспортоориентированность, уникальность предложения и относительная независомость от конкурентов как фактор рыночной стабильности. Рост вклада туристской индустрии в приросте темпов экономического развития. Повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей. Увеличение доли туризма в региональном валовом продукте. Туризм в системе научных знаний. Правовое регулирование отношений в сфере туризма. Нормативная база туристской деятельности. Роль государства в развитии туристской деятельности. Основные законы и постановления. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 18.04.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: история, функции, перспективы. Составить перечень электронных источников, освещающих нормативно-правовую базу туристской деятельности. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Сфера туризма как туристская система
2.1. Понятие о туристской системе. Структура туристской системы. Социальная подсистема туристской системы. Экономическая подсистема туристской системы. Территориальная подсистема туристской системы. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Понятие "туристская система". Цели и функция системы, взаимодействие системы с окружающей средой, состав системы, структура системы, эффективность системы. Основные подсистемы туристской системы – экономическая, социальная, территориальная. Взаимоотношения подсистем и их элементов. Дать определения терминам «туристская дестинация», «туристский кластер», «особая экономическая зона туристско-рекреационного типа». Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Факторы, влияющие на развитие туризма как системы. Статичные и динамичные факторы. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. Экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные) факторы. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Основные факторы, влияющие на туризм: статичные (природно-климатические, культурно-исторические) и динамические (политические, социально-демографические, финансово-экономические и материально-технические). Внешние и внутренние факторы, воздействующие на туризм. Экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные) факторы туризма. Значение и функции туризма. Прямое и косвенное влияние туризма. Внешнеэкономическая функция туризма. Основные экономические показатели роли туризма в экономике страны (доля дохода, доля расхода, количество рабочих мест и др.). Прямое и косвенное влияние туризма. Внешнеэкономическая функция туризма. Основные экономические показатели роли туризма в экономике страны (доля дохода, доля расхода, количество рабочих мест и др.). Прямое и косвенное влияние туризма. Внешнеэкономическая функция туризма. Социальная значимость. Экологическая значимость. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Теория туристского продукта
3.1. Туристский спрос и туристское предложение. Характерные черты туристского спроса (динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, сезонность). Формирование туристского спроса в зависимости от доходов и продолжительности свободного времени населения. Факторы туристского спроса в зависимости от уровня цен в принимающей стране, разнообразия и качества предлагаемых услуг. Турист как потребитель товаров, работ, услуг. Понятие туристского продукта. Специфика туристского продукта (неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению). Туроператоры и турагенты, их роль на туристском рынке. Прямые и косвенные каналы сбыта. Функции туроператора. Функции турагента. Жизненный цикл туристского продукта (внедрение, стадия роста, стадия зрелости, спад). Практические 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. - Сформулировать, какие факторы определяют выбор потребителем туристской дестинации? - Привести примеры, подтверждающие динамизм туристского спроса. - Выяснить, влияет ли состояние транспортной системы страны (региона) на эластичность туристского спроса? - Какие меры вы можете предложить, чтобы сгладить сезонные колебания туристского спроса? - Назовите современные тенденции туристского спроса и факторы, определяющие их. - Какие виды туризма не отличаются эластичностью? Приведите примеры. - Какие виды туризма характеризуются наибольшей эластичностью? Приведите примеры - Какие современные тенденции влияют на эластичность спроса? - Как влияет продолжительность времени при принятии решения о поездке на эластичность спроса? - Какие демографические тенденции влияют на эластичность спроса? - В чем состоит различие в восприятии туристского продукта между потребителями и производителями? - Перечислите характерные черты туристского продукта. - Дайте определение жизненному циклу туристского продукта. - Назовите стадии развития туристского продукта и дайте им краткую характеристику. Туроператоры и турагенты, их роль на туристском рынке. Прямые и косвенные каналы сбыта. Функции туроператора. Функции турагента. - Назовите факторы, обусловливающие различия в характере туристского предложения в краткосрочном и долгосрочном временных интервалах. - Какие формы и методы вы можете предложить для повышения наглядности туристского продукта. - Что вы понимаете под «стандартом обслуживания»? - Какие опасности встречает компания на стадии внедрения нового туристского продукта? - Что означает понятие «верность компании» на стадии зрелости? - В чем состоит прикладной аспект концепции жизненного цикла туристского продукта? - Разработать варианты профессиональных задач по разработке туристского продукта. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Туристская индустрия.
4.1. Специфика и состав туристской индустрии.Система перевозок. Гостиничная индустрия. Экскурсионная деятельность. Инфраструктура туризма. Страхование. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги. Сам. работа 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Виды предпринимательской деятельности в туризме. Типы и виды средств размещения. Классификация гостиниц. Основные параметры в системах классификации гостиниц. Способы управления гостиницами. Гостиничные цепи и корпорации. Тенденции развития гостиничного бизнеса в РФ и мире. Система питания. Организация услуг питания. Виды и типы обслуживания. Основные требования к организации питания. Ресторанный бизнес. Развлечения и система аттракций. Международная классификация средств транспорта. Морской, воздушный, сухопутный транспорт. Найти необходимую информацию в сети Интернет, в фондах электронных библиотек, включить источники в презентацию в рамках практической работы. Сам. работа 1 14 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Современные тенденции и перспективы развития международного и внутреннего туризма.
5.1. Международный туризм. Современные процессы транснационализации глобализации в туризме. Сущность ТНК и формы функционирования в туристской индустрии. Региональная структура международного туристского рынка. Динамика международного туризма. Доля регионов мира на туристском рынке по прибылям и поступлениям от международного туризма. Международное сотрудничество в области туризма. Деятельность международных туристских организаций. Туризм как фактор регионального развития. Современные тенденции и перспективы развития мирового туризма. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Особенности международной экономической интеграции в туризме. Какое влияние оказывают процессы глобализации на индустрию туризма? Что представляет собой понятие "эффект масштаба в туристском бизнесе", его роль в развитии международного туризма. Перечислите основные модели деятельности гостиничных ТНК. Каковы причины успеха и кризиса американской модели организации и управления гостиничным бизнесом? В чем состоит отличие американской модели от европейской и азиатской? Перечислите всемирно известные бренды на рынке гостиничных услуг. Чем объясняется широкое распространение системы франчайзинга в международном гостиничном бизнесе? Значение ТНК в транспортном секторе. Стратегические альянсы. В какой мере деятельность ТНК обусловливает изменения в туристских потоках? В чем состоят особенности интеграции в туризме. Интеграционные группировки в туризме. Международный туристский рынок. Региональная структура международного туристского рынка. Какую роль играет туризм для развития региона (пояснить на примерах). Виды международных туристских организаций и их функции. Роль ООН в развитии мирового туризма. Всемирная туристская организация. Манильская хартия по международному туризму. Туристские организации всемирного характера. Современные тенденции и перспективы развития мирового туризма. Стремление стран сохранить и повысить свою туристскую привлекательность. Основные аспекты политики, направленной на развитие туризма: баланс между ростом спроса и ростом предложения; осуществление планирования развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития; выделение долгосрочных инвестиций в сферу туризма и в развитии инфраструктуры регионов; обеспечение наличия ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений; меры по правовому регулированию въезда туристов в страну – уменьшение числа ограничений. Условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма. Выделение государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Учет прогноза развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – «Туризм –панорама 2020». Задачи на ближайшее десятилетие, сформулированные ЮНВТО: повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма; обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией; повышение роли государственной политики в сфере туризма; усиление роли государственно-частных партнерств; необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры. Найти указанные документы в сети Интернет и ознакомиться с ними. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Внутренний туризм в Российской Федерации и Алтайском регионе. Доходы от туризма в ВВП РФ с учетом мультипликативного эффекта. Ресурсы туризма в России: культурные центры, рекреационные зоны и экологические территории, объекты туристского показа. Состояние туристской инфраструктуры. Виды туризма, представляющие особый интерес для развития внутреннего и въездного туризма в нашу страну: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.). Туристский рынок Российской Федерации, его структура, основные элементы. Туристская политика как инструмент развития туристского рынка. Внутренний и въездной туризм в России, особенности его организации в современных условиях и перспективы развития. Основные направления развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.4. Основные туристские регионы России. Туристско-рекреационные туристские ресурсы России, их виды. Цели, направления, принципы и способы государственного регулирования туристской деятельности. Система государственных органов управления и регулирования туристской деятельности. Министерство экономического развития и его полномочия в сфере туризма. Федеральное агентство по туризму: направления деятельности. Основные задачи развития туризма в России: совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма; развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.); создание новых приоритетных туристских центров; рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках; повышение качества туристских и сопутствующих услуг; совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении; обеспечение условий для личной безопасности туристов. Алтайский край и Республика Алтай как туристские системы. История развития туризма в Алтайском регионе. Современный этап развития туризма в Алтайском регионе. Целевые программы развития туризма в Алтайском крае. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.5. Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая Л. Г. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404118
Л1.2 Трухачев А. В. , Таранова И. В. Туризм. Введение в туризм: учеб. пособие для вузов Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Донскова, А. Г. Редькин Социальный туризм: теория и практика [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новиков В.С. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Туризм" / В. С. Новиков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 334 с
Э2 Курс в Moodle "Введение в туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо вести конспект. В случае возникновения вопросов в ходе лекции их следует задать преподавателю в установленном порядке (по ходу изложения материала, либо в конце лекции), либо пометить в конспекте и разобраться в процессе самостоятельной работы.
Лекция является первым шагом подготовки обучающихся к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой
Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение обучающимися практических и семинарских заданий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержание практических и семинарских заданий определяется в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля.
Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у обучающихся практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Семинарское занятие - одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В зависимости от поставленных задач практические занятия и семинары могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в модератора. Семинары могут проходить в виде выступлений студентов с докладами, рефератами и их обсуждением; интеллектуального и коммуникативного тренинга, деловых игр, ролевых игр, мировоззренческих марафонов, ток-шоу, дидактических игр, конкретных профессиональных ситуаций и других формах.
Разные формы проведения практических занятий способствуют тому, что находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающегося, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Практические задания могут носить:
Репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Частично-поисковый характер: эти работы отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать необходимое оборудование, способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы;
Поисковый характер: такие работы характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.
На практических и семинарских занятиях могут применяться следующие формы работы:
Фронтальная - все студенты выполняют одну и ту же работу;
Групповая - одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек;
Индивидуальная - каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Готовясь к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемому вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы, а также подготовить доклад и презентацию, если такое задание предусмотрено.
Начинать подготовку надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям заранее (оптимально за неделю до их начала). На основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Важнейшие требования к выступлениям обучающихся - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося.
Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа: написание рефератов, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
Самостоятельная работа с основной литературой (учебником). При работе с учебником необходимо научиться правильно его читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки чтения - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, конспектируя все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного рассмотрения).
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют дефиниции, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций. Так же следует отмечать вопросы для консультации с преподавателем. Сделанные в результате изучения материала выводы рекомендуется также занести в конспект. Часто студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Работа с дополнительной литературой.
Необходимо:
- систематизировать дополнительную литературу с точки зрения ее большей функциональности - что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что будет использовано для расширения общего кругозора;
- выписывать все выходные данные по каждой книге, что поможет в случае необходимости правильно сформировать список литературы;
- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
- кратко конспектировать основные идеи, изложенные в источнике;
- следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты, для чего необходимо научиться читать, в случае необходимости, со словарем для понимания каждого прочитанного слова;
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковая;
2. усваивающая;
3. аналитико-критическая;
4. творческая.
С выделенными установками связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала, в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
6. творческое чтение –поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Подготовка к практическому занятию. Практические занятия проводятся по лекционному материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Они направлены на закрепление лекционного материала с помощью решения проблемных ситуаций и задач, часть из которых студенты должны решить самостоятельно. При их самостоятельном решении необходимо обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если возникает несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Прежде, чем приступать к решению, следует составить его краткий план. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать практические задачи или пройти тестирование по пройденному материалу.
Подготовка к экзамену. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания дисциплины. На экзамене студент демонстрирует знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами устанавливается интервал не менее 3 дней. В эти дни необходимо систематизировать уже имеющиеся знания. Важно посещать консультации перед экзаменом.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра. Важным моментом является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. При подготовке к экзамену студент должен проработать учебники и другие информационные источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы РПД. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний и получения высоких результатов при сдаче зачетов и экзаменов.