МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные психотехнологии в политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Современные психотехнологии в политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является подготовка магистрантов к прикладному применению основных механизмов и методов психологического воздействия, навыков и умений их эффективного использования в процессе организации политических кампаний, а также развитие способности противодействовать манипулятивному воздействию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 стремлением к повышению своей квалификации
ПК-13 способностью к организации политических кампаний и управлению ими, владение избирательными технологиями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности психологического воздействия в политике. Особенности использования психотехнологий в политической пропаганде. Особенности использования психотехнологий , применяемых в ходе политических, в том числе избирательных кампаний. Основные методы и технологии манипуляции политическим сознанием. Основные методы и технологии манипуляции.
Особенности использования политического блефа, как психотехнологии; мифа как средства манипуляции.
Манипуляции в политической рекламе.
Психотехнологии формирования имиджа опосредованными источниками информации.

3.2.Уметь:
3.2.1.Определять особенности использования психотехнологий, предлагать их варианты в моделируемых обстоятельствах политической пропаганды. Определять наиболее эффективные методы и технологии манипуляции в соответствии с поставленными задачами в процессе организации политических и избирательных кампаний и управлению ими.
Предлагать, применять инновационные психотехнологии воздействия в политической рекламе; пропаганде; для формирования имиджа политика; политической организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью находить наиболее эффективные методы и технологии манипуляции в соответствии с поставленными задачами процессе организации политических и избирательных кампаний и управлению ими.
Навыком креативного мышления в области психотехнологий воздействия в политической рекламе; пропаганде; для формирования имиджа политика; политической организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные психотехнологии
1.1. Психология политических манипуляций. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-13 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.2
1.2. Основные доктрины манипуляции. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-13 Л1.3, Л1.5, Л1.2
1.3. Основные доктрины манипуляции. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2
1.4. Приемы и способы манипуляции сознанием. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-13 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.7
1.5. Приемы и способы манипуляции сознанием. Практические 3 6 ОПК-5, ПК-13 Л2.1, Л1.7
1.6. Приемы и способы манипуляции сознанием. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-13 Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.7
1.7. Миф как средство манипуляции. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2
1.8. Манипуляции в политической рекламе. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л2.1
1.9. Манипуляции в политической рекламе. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л2.1, Л1.6
1.10. Теория НЛП. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-13 Л1.5, Л1.2
1.11. Теория НЛП. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2
1.12. Защита от манипуляций. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л1.7
1.13. Защита от манипуляций. Сам. работа 3 12 ОПК-5, ПК-13 Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 сост. Е. Б. Шестопал Политическая психология: хрестоматия М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Г. Л. Ильин Социология и психология управления: учеб. пособие М.: Академия, 2010
Л1.4 М.А. Кремень Практическая психология управления : Минск: ТетраСистемс, 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Е. Б. Шестопал Политическая психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.6 Козлова В. А. Психология манипулирования: Учебная литература для ВУЗов МАБИВ, 2014 biblioclub.ru
Л1.7 Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ушакова Н.В. Имиджелогия: учеб. пособие М. : Дашков и К°, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 Psychology.ru - Психология на русском языке www.psychology.ru
Э3 "ПСИ-ФАКТОР" - Библиотека по практической психологии psyfactor.org
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия с магистрантами по курсу «Современные психотехнологии в политике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций слушателю предлагается информация об особенностях психологических воздействий в политике, приемах и способах манипуляций. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу обучающихся. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Современные психотехнологии в политике» ориентированы на то, чтобы магистранты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию магистрант должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предшествующим занятиям и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Магистрант должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению приемов и способов манипуляции в политической пропаганде, политической рекламе, создании имиджа политика.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. Магистрант должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Знание магистрантом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков и умений применения, генерирования и использования психотехнологий, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованной литературой, выполнение практических заданий.